Усадьбы Харьковской области |
Автор: Александр | |
28.01.2009 12:43 | |
Наверное нигде в Украине нет другого района, в котором на небольшой територии сохранилось столько бывших усадеб, как в Краснокутском районе Харьковской области. В середине XIX века здесь велось строительство усадеб для состоятельных людей того времени. Несмотря на войны и революции, до наших дней смогли дожить некоторые здания, являвшиеся усадьбами или служебными помещениями в составе усадеб в XIX, а то и в XVIII веке. Большинство из них находятся в довольно плачевном состоянии, и если в ближайшее время ситуация с их охраной кардинально не изменится, наверное, их скоро не станет. Даже те жалкие попытки реставрации, которые иногда имеют место быть, требуют обновления буквально через год-два, неговоря уже о том, что после их проведения здания выглядят проще и угловатее, чем изначально. И все-таки, даже руины усадеб и остатки парков вокруг них притягивают к себе любителей старины. Шаровка. Усадьба XIX века. Основана совместно с парком в начале XIX в. Работы по расширению и благоустройству усадьбы проводились до 1912 г. Значительно был увеличен объем дворца. По проекту архит. Якоби построены дома для служащих, оранжереи, конюшни, манеж, гаражи электростанция. В 1910—1912г. петербургская строительная фирма построила фазанник. Планировочная композиция усадьбы и парка построена на осевой системе, увязанной с дворцом. К востоку от дворца находятся хозяйственный и каретный дворы, оранжереи, к западу — фазанник. дом лесника. Кроме дворца из многочисленных построек усадьбы представляют интерес дома стражи, хозяйственного двора и лесника. Памятник — один из лучших сохранившихся усадебных комплексов восточных областей Украины. Дворец, XIX в. Является композиционным центром усадьбы. Строился в четыре этапа. В начале XIX в. была возведена западная часть, в конце XIX в. — средняя с двумя башнями, затем в 1911 г. в средней части за башнями построен большой двухсветный зал и, наконец, в 1920— 1924 гг. к восточному фасаду пристроена двухэтажная остекленная веранда. Архитектура дворца эклектична — в стиле ложной готики с элементами Ренессанса. Кирпичный, оштукатуренный, вытянут с востока на запад, в плане сложной конфигурации, двухэтажный с подвалом, башни восьмигранные, трехэтажные, увенчанные зубцами. Перекрытия плоские, подвала — полуциркульные и лучковые своды. Окна стрельчатые. Дворец декорирован гранеными башенками с зубцами, углы подчеркнуты широкими лопатками. По фризу стен и башен протянут аркатурный пояс. Ризалиты фасадов, как и оголовки труб, завершены зубцами. Здание опоясывает междуэтажный карниз. Мраморная лестница ведет в вестибюль, отделанный темными дубовыми панелями, лепкой и росписью. Передний левый угол занимает изразцовая печь. Во дворце три зала, двадцать шесть комнат. В их отделке использованы темный дуб, резные деревянные украшения, накладные потолочные тяги и карнизы, тематическая и орнаментальная роспись. Во всех комнатах и залах установлены мраморные камины, печи облицованы цветным кафелем художественной работы. Два зала размещены на первом этаже, самый большой голубой с хорами для оркестра — на втором. Верхняя часть стен голубого зала и потолок расписаны, стены расчленены пилястрами с капителями коринфского ордера. Перед южным фасадом дворца — терраса с партером и большим круглым фонтаном; ниже по склону балки к небольшому пруду спускаются три широкие террасы с парадными лестницами. Между нижней террасой и проездом — аллеи пирамидальных дубов. Через пруд переброшен одноароч-ный каменный мост. Террасы, лестницы и мост ограждены каменной балюстрадой. Ансамбль памятника дополняется шестиугольной в плане каменной беседкой. Дом стражи, конец XIX в. Расположен на косогоре недалеко от дворца. Одной стороной примыкает к парадным воротам усадьбы, другой — к высокой каменной ограде с металлическими решетками. Возведен для усадебной охраны. Напоминает башню замка архитектуры французского Возрождения. Кирпичный, оштукатуренный. Складывается из пятиугольной, трехэтажной с зубцами, башенной части с высокой крышей со шпилем и примыкающей к ней прямоугольной с крышей с заломом. Стены гладкие, с аркатурным поясом над карнизом в прямоугольной части. Планировка секционная, перекрытия плоские. Является главной доминантой в силуэте усадьбы при подъеме со стороны хозяйственного двора. Здание хозяйственного двора, конец XIX в. Замыкает южную сторону хозяйственного двора, примыкая северным фасадом к косогору. Кирпичное, оштукатуренное, прямоугольное в плане, двухэтажное, со стороны торцов фланкировано квадратными в плане башнями. Перекрытия плоские. Нижний этаж — служебный, верхний — жилой, состоит из двух секций, к каждой из которых со стороны торцов ведет полукруглый в плане пандус. Башни двухъярусные, квадратные в плане, с восьмигранным бельведером, завершенным шлемовидной главой с невысоким шпилем. Пилоны бельведеров круглые, проемы между ними застеклены. Здание отличается оригинальным объемно-пространственным решениемДом лесника, вторая половина XIX в. Типа коттеджа, деревянный, рубленный «в лапу» из нетолстых сосновых бревен, одноэтажный, с мансардой и подвалом, Г-образный в плане. Перекрытия плоские, деревянные, подвала — монолитные из металлических балок и кирпича. V Усадьба в пгт Шаровка. Дом лесника. Общий вид. План. Современная планировка секционная. Покрыт высокой щипцовой крышей с большим выносом, крытой железом. Стены внутри оштукатурены, потолок подшит досками. В мансарду ведет наружная лестница со стороны торца здания. Здесь стены и потолок подшиты досками. К дому примыкают ворота с кирпичными пилонами, покрытыми четырехскатной крышей на деревянных консолях. Ворота фланкированы калитками. Парк. Расположен на склонах и в долине большой балки с системой прудов. Основан на базе вековой дубравы в начале XIX в. одновременно с усадьбой и представлял собой небольшой парковый комплекс, в пейзажной композиции которого преобладали существовавшие ранее растения. В результате дальнейших работ на протяжении XIX и начала XX вв. площадь парка достигла 70 га. Состоит из регулярной части вокруг дворца и ландшафтной, созданной по проекту и под руководством известного паркостроителя Куфальдта. Планировочная композиция осуществлена с учетом рельефа местности, увязана с дворцом, определившим главную ось парка. Регулярная часть складывается из партера с фонтаном перед дворцом и трех широких террас с парадными лестницами, спускающими-ся по склону к небольшому пруду. Между нижней террасой и прудом — короткие аллеи из пирамидальных дубов. Через пруд переброшен каменный арочный мост. Террасы лестницы и мост окаймлены каменной балюстрадой. За прудом по краю балки идут две прогулочные дороги, обсаженные подстриженными липами. Дальше начинается ландшафтная часть. Ее отправное звено — большой пруд, питающийся родниками, площадью 1,4 га, который является началом водной системы парка. Система ландшафтных групп, куртин и полян образует парковый массив. Здесь умело использован пересеченный рельеф местности и естественная дубрава. Преобладает свободная планировка посадок. Дорожки и тропинки пересекают в разных направлениях парк, проходят вокруг пруда. Прогулочные дорожки проложены с учетом рельефа местное! и, размещения живописных уголков, смотровых площадок. Балка делит парк на два склона: на правый — южный и левый — северный. Оба массива связаны в единый парково-архитектурный ансамбль. В насаждениях массива использованы в основном хвойные породы. Ландшафтные группы разделены полянами с одиночными деревьями — елями колючими сизыми, елями обыкновенными, пихтами, тополями белыми, можжевельником виргинским. На северном склоне балки сохранились остатки леса, в котором преобладает дуб черешчатый. Видовой состав деревьев и кустарников насчитывает около 70 видов. Парк сливается с лесом, в котором сохранились 250—300-летние дубы. Шаровский парк — лучший памятник садово-парковой архитектуры Харьковской области. Поющие террасы (с.Глобовка, Харьковская область, Краснокутский район). Расположены в селе Городнее Краснокутского района. Более точно расположение указано на карте красной стрелкой. Представляют собой садовые террасы на обращенном к югу склоне балки. Террасы укреплены кирпичными стенами. За счет вогнутой формы террас стены создают специфическую акустику, за что, видимо, террасы и назвали "поющими". Местами видны остатки каких-то труб - видимо, дренажной или оросительной системы. Кроме Шаровки и Глобовских террас сохранились еще несколько усадеб. Вот еще парочка: Павел Иванович Харитоненко, сын крупнейшего сахарозаводчика, выбрал для своей будущей усадьбы удаленный от города и дорог западный лесистый угол Харьковской губернии, на берегах исчезающей реки Мерчик. Усадьба, названная в честь младшей дочери Натальевкой, создавалась в гармоничном сочетании архитектуры с огромным пейзажным парком, сохранявшим вид заповедного леса, где свободно обитали олени, дикие козы, белки, фазаны. В храме, построенном на территории усадьбы, Харитоненко хотел разместить свою ценную коллекцию древнерусских икон. Проект храма он заказал 35-летнему А. В. Щусеву. Архитектор избрал для храма излюбленные мотивы русского Севера, в частности псковской архитектуры, сочетающей монументальность с теплом ручной работы, и остановился на идее небольшого однокупольного храма. Однако лаконизм, присущий храмам Пскова, он усложнил затейливой отделкой стен и окон, прильнувшей с севера небольшой ризницей и оригинальной звонницей, соединенной с храмом переходом с южной стороны. Храм был украшен лепным орнаментом и фресками, которые до наших дней не сохранились. Не сохранилось также и главное здание усадьбы. Что-то сохранилось от ландшафтного парка, но он слишком запущен, чтобы можно было полностью оценить его эстетическое значение. Количество же сохранившихся видов растений смогут оценить только те, кто в этом разбирается: подписей под деревьями нет, есть только большая табличка в центре парка с общей его характеристикой.Усадьба в Старом Мерчике До настоящего времени в том или ином состоянии дошли дворец, служебный коорпус, два флигеля, амбар, ландшафный парк. Дворец был построен в середине 70х годов XVIII века, остальные здания примерно тогда же. Парк был заложен в 1724, потом расширялся. Дворец в плачевном состоянии, хотя внутри местами сохранились элементы отделки - лепнины на потолке. Кое-где поверх лепнины были наклеены обои. Почти во всех помещениях не сохранились полы и окна. Усадьба в Гиевке (сейчас г. Люботин) Бывшее село Гиевка сейчас является частью города Люботин. Усадьба принадлежала князю Святополк-Мирскому. Николаевская церковь сейчас действует, судя по внешнему виду, недавно реставрировалась. Служебный корпус в советское время использовался как клуб, несколько лет назад в нем случился пожар, остались только руины. Дворец в целом сохранился, но нуждается в ремонте. Создание усадьбы было начато в 1820-х годах, дворца - в 1840-х. Есть еще несколько усадеб, которые сохранились в той или иной степени. Более подробную информацию (в частоности карты расположения усадеб) можно посмотреть тут и тут
|
|
Обновлено 13.03.2010 18:53 |