Экскурсия по "Софиевке" Печать
Рейтинг пользователей: / 25
ХудшийЛучший 
Автор: Александр   
03.02.2009 16:45

 Эта статья написана по книге И.С. Косенка «Дендрологический парк Софиевка», а также по материалам оф.сайта парка.

Здесь я постараюсь не просто дать описание парка, но и провести виртуальную экскурсию по этому уникальному творению садово-паркого искусства

    Попадая в музей живой природы с названием «Софиевка», вы сразу же убедитесь – здесь все напоминает сказку. И ведь это действительно так- в основу композиционных решений центральной части парка положены сюжеты из мифологии древней Греции и Рима, а некоторые места в парке напоминают жилища греческих богов, писателей и философов.

   статуя ОдиссеяПо задумке архитектора, парк является наглядной иллюстрацией к отдельным частям поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея». «Софиевка» - это практически материализованная в конкретных объектах парках Гомеровская «Одиссея». Любая архитектурная форма в парке содержит в себе не только внешний образ, но и внутреннюю задумку, выражает какую-то идею мифа или события. И все это настолько продумано и связано между собой, что в целом сливается в единую симфонию красоты.

вход в парк   Когда Л.Метцель закончил строительство парка, въезд в него был со сторону оранжерей. Но в 1838 году вход был перенесен туда, где находится и по сей день-туда, где к парку примыкала улица Садовая. В 1853 году по этой улице было проложено первое шоссе в Умани. В 1844 году у входа в парк были сооружены две башни в готическом стиле, но через 6 лет они были заменены на башни в античном стиле, которые и сохранились к нашему времени.

 парк аллея  Верхнюю часть башен украшают «факелы», которые символизируют вход в Афинский рынок, а детали, завершающие сторожевые башни, позаимствованы из храма Весты в Тиволи (Италия). Вокруг главного входа долгое время красовались итальянские пирамидальные тополя, которые завез сюда С.Щ. Потоцький. Возможно, что именно из Софиевки эти деревья распространились по всей России. Сейчас вход в парк украшают две туи колоновидные, которые прекрасно вписались в архитектурный ансабль.

   В ночь с 3 на 4 апреля 1980г.в парке случилось стихийное бедствие. После бесснежной и морозной зимы в марте выпало очень много снега, после резкого повышения температуры снег резко начал таять, в Красноставском водохранилище поднялся уровень воды, которая размыла земляную дамбу. Мощный селевой поток пронесся по территории парка. Лед, несомый потоком, оставил на некоторых деревьях отметку на трех-метровой высоте. Наводнение причинило значительный ущерб как растительности парка, так и некоторым сооружениям.

   Но, вернемся к нашей экскурсии.

   От главного входа нам открывается вид на Женевское озеро, которое образовалось в 30-х годах ХХ века на месте карьера для добычи камня. Ранее участок парка от Главного входа до Тарпейской скалы называли Малой Швейцарией.

дубрава   На склоне слева раскинулась природная дубрава, которую назвали Дубинкой. 300 летний дубНа этом месте когда-то был дубовый лес, но от него сохранился только один 300-летний дуб на поляне возле Китайской беседки. А остальные деревья высажены познее-их возраст «всего-лишь» 200 лет.

   Сразу после входа в парк слева по склону простирается дорога, длиною в 1км, которая ведет в административно-хозяйственную зону. Проложена она совсем недавно-в 1986 году.

   Возле входа также размещена план-карта Софиевки, на которой обозначены главные объекты парка и дана краткая историческая справка. Здесь же, за холмиком, засаженным туями и елями, находится бассейн для сбора воды из источника «Грот Динаы», который был построен в 1838 г..

   Проходя по Главной аллее, которая вьется вдоль русла речки Каменка, на левом берегу можно полюбоваться каменными композициями, гротами. Про них не сохранилось легенд, мифов или даже народных рассказов. Скорее всего, эти композиции созданы в другой период строительства парка и отражает оссианистические мотивы, модные в то время в искусстве и среди образованных людей России.

   Оссианизм-литературное течение, берущее свое начало из поэм про Оссиана-легендарного героя кельтского народного эпоса. В дальнейшем, эти поэмы повествовали о борьбе шотландцев и ирландцев за независимость, а позднее использовались как орудие против придворно-аристократической поэзии, как произведения, воплощающие вольный, близкий природе поэтический дух, свободный от всех условностей классовой культуры.

беседка   Далее по ходу Главной аллеи на высокой каменной скале виднеется деревянная беседка. Своей легкой конструкцией она как-будто завершает скалу, вписываясь в окружающий пейзаж. Впервые ее поставили в 1839 году, затем беседку сняли и возобновили только в 1950 году.

   Скала называется Тарпейской. Так называется южно-западная стена Капитолийской крепости Древнего Рима, которая сохранилась до наших дней.

   Слева по ходу маршрута малозаметный камень, на котором выбиты цифры «1838». Это дата строительства Главной аллеи и водопровода. До наводнения 1980 года этого камня никто не помнил-видимо он «заплыл» грунтом много лет назад.

   Немного дальше источник – «Серебряные источники». Оформленный в античном стиле. Источник представляет собой подковообразное сооружение, по краям которого две гранитные вазы с декоративными растениями. В средней части вертикальной стенки – декорированные бронзой трубки, из которых бегут ручейки кристально-чистой воды. Этот фонтан был сооружен в 1974 г.

павильон ФЛоры  Главная аллея привела нас к павильону Флоры. Закончился участок парка, созданный в более поздние времена.

   Перед павильоном Флоры спланирована площадь, от которой, огибая павильон, расходятся несколько дорог. Асфальтовая дорога через Венецианский мост выведет нас к Верхнему пруду и к выходу на территорию Уманской сельскохозяйственной академии, мим оранжерей на смотровую площадку возле обелиска. Оттуда по Верхней аллее можно выйти на террасу Белвью и вернуться на площадь к павильону Флоры.

   Павильон Флоры был построен в 1842 году на месте построенного в 1820-г Сельского павильона (который в свою очередь, был построен в ходе подготовке к визиту царя Александр I).

верхний пруд   Л. Метцелем интересно была решена проблема воды в парке. По руслу реки Каменка благодаря земляным дамбам, насыпанными крепостными, создано четыре пруда – Нижний, Верхний и Красный, расположенными на территории парка, а фонтан ЗмейВийтовский расположен в селе Родниковка. Верхний пруд, или, как его еще называют, Волшебное море, является источником воды для работы гидротехнических сооружений парка (в том числе и фонтанов). Ложе Нижнего пруда (или Ионического моря) вырублено в гранитной скале, откуда, видимо, добывался гранит для сооружения гротов и каменных экспозиций. Вода в Нижний пруд поступала из Верхнего по четырем направлениям.

фонтан Змей   Среди зеркальной поверхности Нижнего пруда из широко раскрытой пасти змея, которая свернулась на камне, стремительно бьет, распадаясь на мириады бриллиантовых брызг, 12-16 метровый столб воды. Это знаменитый фонтан «Змей». Вода к фонтану поступает самотеком по подземному водоводу.

   Умело подобранная разница в диаметре труб позволяет воде вырываться на такую высоту при том, что разница между уровнями Верхнего и Нижнего пруда всего-лишь 1,5-2 метра

фонтан Змей   Точная дата установление скульптуры змеи не известна. Предположительно, она была поставлена  в 1851-1859 г.г Во время наводнения 1870 г. она могла быть снесена потоком воды и восстановлена уже после Второй мировой войны.

венецианский мост   Справа от павильона Флора привлекает внимание созданный из гранитных клиновидных камней Венецианский мост. Мост украшают гранитные пилоны, между которыми свисают тяжелые кованные цепи. Это сооружение, исполненное в классическом стиле, прекрасно вписывается в окружающий ландшафт и создает своеобразную романтическую картину. Немного ниже моста устроен деревянный шлюз для пропуска воды в русло речки Каменка.

 

 

Карта Умани 


   От павильона Флоры пойдем дальше по нижней аллее. На противоположном склоне выделяется нагромождения скал в окружении разнообразной растительности. На первый взгляд кажется, что это создано природой. Но присмотревшись, можно заметить, что все это-творение умелых человеческих рук.

   Среди дубов выделяют деревья черемухи Мака, которая была привезена из Приморского края. А полянки между деревьями засажены барвинком, который весной расцветает голубыми цветами.

   В центре Верхней аллеи –статуя Гермеса (у римлян-Меркурий). Эта статуя находится в парке с 1800 года. Гермес-один из древнейших богово Греции. Покровитель ремесел, искусства и торговли, а также путешественников.

На противоположном восточном берегу привлекает внимание огромная гранитная скала, которая наполовину выступает из воды. Ее назвали Камнем смерти. Существует легенда о сотне крепостных, которые погибли, когда скала сорвалась с места, где ее устанавливали. Но на самом деле такое вряд ли могло случится, потому что Метцель при строительстве парка тонко и точно рассчитывал более сложные сооружения и не мог допустить такой ошибки.

кавказская горка   Рядом с этим камнем находится Левкадская скала. А участок, расположенный несколько выше этой скалы, называют Кавказской горой.

   Скорее всего, Метцель при создании этого участка парка повторил берег острова Итака, родины известного Одиссея. Остров Итака и Левкадская скала находятся в Ионическом море, а камень в воде, скорее всего, символизирует силуэт корабля, на котором феакийцы доставили спящего Одиссея на его родину. Согласно мифу, бог моря Посейдон с разрешения Зевса наказал феакийцев за то, что они решили помочь Одиссею. После возвращения корабля с 52-мя гребцами-феакийцами с о.Итаки, он накрыл корабль ладонью и они навеки превратились в камень. Возможно отсюда и пошло название «Камень смерти».

беседка   Продолжая идти по Нижней аллее мы приближаемся к террасе, которую называют Белвью, что означает «прекрасный пейзаж». Терраса представляет собой земляную насыпь на склоне, на которой  устроены террасовые дорожки, поднимающиеся спиралью от подножья к верхней площадке.отсюда открывается прекрасный вид на Площадь собрания, Долину гигантов, Большой водопад и другие необычные места. От террасы по дорожке через дубраву Дубинка проложена дорожка к Китайской беседке.

   Немного дальше по маршруту открывается небольшая живописная долинка, которую называют Зверинцем. В 1842 году здесь была установлена ограда для содержания животных, построен хлев, а также землянка для караульных. В 1854 году здесь еще были дикие козы, но потом расходы на содержание животных не включали в смету и строения ликвидировали.

   Чуть дальше стоит двухметровая статуя древнегреческого поэта-драматург Еврипида. Он изображен в полный рост со свитком в правой руке и связкой рукописей у ног.

   Проходя мимо горы Парнас, или террасы муз (о них мы расскажем дальше), увидим источник, расположенный в уютном безлюдном местечке у подножья крутого склона. Это источник Гиппокрени. Согласно греческой мифологии, источник Гиппокрени появился от удара копыта крылатого коня Пегаса (отсюда и название -буквально «конский источник») на горе муз Геликоне. Источник, который имеет чудодейственную способность вдохновения, посвящен Аполлону и музам.

статуя   Рядом с источником в 1851 году устанавливалась статуя купающейся Венеры. Сейчас в праздничные дни устанавливается копия статуи в оргстекле

зеркало Дианы   Следующий объект нашей экскурсии – грот Зеркало Дианы и источник в нем. Вход в этот грот закрыт из-за того, что вода из источника использовалась как источник питьевой воды для города. Грот построен в 1796-1800г.г.. Ранее в гроте стояла статуя Дианы из белого мрамора. Она слегка освещалась небольшой полоской света, который пробился через люк наверху грота. Ее отражение в чистой воде небольшого прямоугольного бассейна отражалось как в зеркале. Отсюда и название грота.

грот Дианы   Диана – римская богиня растений, олицетворение Луны. Диана также считалась богиней охоты и заступницей диких зверей. Прекрасная, вечно юная Диана, согласно мифа, любила отдыхать в прохладных увитых зеленью гротах подальше от взглядом смертных. Как-то раз Актеон охотился со своими товарищами в местах, где любила отдыхать богиня со своими подругами-нимфами. У крутом склоне горы увидел Актеон прекрасный грот, увитый зеленью, возле которого звенел прозрачный ручеек. Актеон зашел в грот и увидел там Диану, которая, отдав свой лук и стрелы нимфам, готовилась к купанию. Заметив Актеона, который как раз заходил в грот, нимфы с криками окружили богиню, а она, разгневавшись, превратила его в оленя. Он пытался спастись бегством, но его догнали и растерзали  собаки, которые сопровождали Диану.

   Так погиб Актеон, единственный смертный, который увидел несравненную красоту Дианы.

   Присмотревшись внимательней к местности, где находится грот, созданный Метцелем, вы увидите, что здесь воспроизведен сюжет мифа про Актеона и Диану.

большой водопад   Поднявшись на ажурный металлический мостик рядом с гротом, вам откроется потрясающий вид на Большой водопад. Трудно поверить, что этот водопад высотой 15 м – творение человеческих рук. И только поднявшись наверх, увидев открытый, выложенный гранитом многоступенчатый канал и переброшенный через него белый металлический мостик, вы заметите, что верхняя часть водопада создана искусственно. большой водопадПод водопаждом создан тоннель для аллеи, которая проходит краем огромной природной скалы. Вода к водопаду подходит через подземную реку Ахеонит из Верхнего пруда. Интересно, что с железного мостика над водопадом можно увидеть все семь рек, которые по представлениям древних греков, протекали в подземном царстве Аида.

каскады   Чуть правее от водопада находится Долина гигантов. Здесь, среди нагромождения камней и скал, открываются места прошедших битв. Во время строительства Нижнего пруда крепостные переместили камни сюда и разместили его так, будто его действительно раскидали во время боя гиганты и боги

   Перейдя по металлическому мостику мы попадаем на Площадь собраний. Почему именно Площадь собраний? Одна из теорий такого названия говорит, что на этой площади в воскресные дни играл военный оркестр и аристократия города собиралась здесь чтобы послушать музыку и потанцевать. Но скорее всего, Метцель при проектировании парка и создании этой площади имел ввиду миф про Остров блаженных. На этот остров судьи Аида направляли души праведных. Остров блаженных в античной литературе описывается как страна вечного счастья.

Площадь собраний расположена на полуострове овальной формы, по ней расставлены лавочки, а в центре есть бассейн, посредине которого стоит высокая гранитная ваза.

   Вокруг площади размещены различные интересные архитектурны элементы парковой композиции.

грот Тантала   Слева стоит высокая скала, если пройти по дорожке к ней, то через несколько шагов окажешься под нависающей еще одной скалой, которая, кажется, вот-вот сорвется и обрушится на тебя. Это Грот страха и сомнений. По другой версии – это грот Тантала, а нависшая скала символизирует скалу из мифа, которая нависала над Танталом и ежеминутно грозила раздавить его.

   В 1910 году по решению комиссии было определено, что этот грот нестойкий и скала может упасть. Грот оградили заграждением. Но со временем оно разрушилось и вход в грот был возобновлен. Кстати, прочность Грота страха подтвердили случавшиеся в Умани землетрясения в 1838, 1976 и 1986 г.г.

грот   Поднявшись от Площади собраний по гранитным ступенькам слева увидим еще один грот из розового гранита. Некоторые называют этот грот Западным, но правильнее было бы называть его гротом (или пещерой) Сциллы. Сцилла в «Одиссее» - это чудовище, которое имеет 12 ног и шесть голов на длинных шеях, а в каждой пасти – по три ряда зубов. Наполовину спрятавшись в пещере, Сцилла выставляет наружу все сои головы и ловит дельфинов, тюленей, морских птиц и, конечно не пропустит ни одного корабля, чтобы не схватить кого-нибудь.

   Напротив пещеры Сциллы возвышается вторая скала, под которой «живет» Харибда, которая трижды в день глотает черную воду и трижды в день ее извергает.

 

 

Карта Умани  


площадка   Пройдя немного вверх, поворачиваем направо и выходим на площадку, вырубленную в скале по краю кругового обрыва. Это площадка Бельведер («прекрасный пейзаж/вид»), которая расположена сверху Левкадской скалы. Перед входом на площадку Бельведер нижняя часть Левкадской скалы напоминает профиль человеческого лица. Одни считают его профилем Метцеля, другие-Потоцкого. Смотровую площадку Бельведера украшает мраморная статуя Аполлона

Амур   Вернувшись назад и пройдя шагов сорок вверх, выйдем на аллею, обсаженную сиренью, жимолостью и другими растениями. И вот впереди снова слышится шум Большого водопада – он открывается слева от нас. Аллея поворачивает справа и на большой скале можно увидеть статую Амура. Статуя изображает мальчика, который раскидал все свои стрелы, тетива лука разорвана, а сам Амур откинулся назад и с досады ломает свой лук.

   Ниже от аллеи вниз уходят гранитный ступеньки, которые ведут к гротам Локетек и Горошек.

   Грот Горошек расположен по правой стороне и как-будто завершает композицию Долина гигантов. Кажется, что огромный камень поддерживает только небольшой круглый камень (горошек). В гроте вырублена гранитная скамейка, а рядом  устроен искусственный трехступенчатый водопад. По другой версии, наверное все-таки более приближенной к первоначальной задумке Метцеля, это – грот циклопа Полифема. Если присмотреться к окружающей местности, то можно заметить и остров, и раскиданные повсюду скалы и пещеры, в которых живут циклопы-живут сами по себе, дикие и неприветливые, не признавая никаких законов и не уважая даже олимпийских богов.

грот   Рядом с гротом циклопа, как-будто подтверждая миф, лежит острый удлиненный камень, который напоминает длинную палицу циклопа, от которой Одиссей отрезал большой кусок, заострил его и затем выколол единственный  глаз Полифема.

   грот ЛОкетекПройдя чуть левее и вниз выйдем к гроту Локетек. Этот грот создан в честь короля Польши Владислава Локетека. Локетек правил Польшей с 1306 по 1333 г и много сделал для укрепления своей страны. А Локетеком (от слова локоть) его назвали за небольшой рост. Грот Локетек – массивная природная скала. В ней выбита лавка и установлен круглый стол.

   Спустившись далее по аллее выйдем к мостику через русло речки Каменки, которая здесь символизирует подземную реку Стикс.

    Перейдя этот мостик попадем в Темпейскую долину. Темпейская долина находится в Греции между горами Олимп и Осой. Метцель как раз и  пытался воссоздать образ греческой долины.

усеченная колонна   Здесь росли 9 берест, которые отображали девятерых сыновей Потоцкого. Двое из них, а также его дочка Елена умерли в раннем возрасте. Как память про утраченную жизнь в этой долине стоит гранитный обелиск, называемый «Усеченной колонной».

   Около основания обелиска положен надмогильный гранитный камень, который напоминает спящего льва, а рядом шепчет ручеек реки Каменки, искусстно разбитый на три отдельных маленьких водопадика. Называются они «Три слезы» и аллегорично отражают грусть матери за тремя умершими детьми.

Елисейские поля   Оставляем Темпейскую долину и перед нами открывается одиа из прекраснейших перспектив парка – Елисейские поля. В мифах древних греков   Елисейские поля – это прекрасные луга, окруженные густым лесом разнообразных деревьев и покрытые ковром из цветов. Когда подходишь к этой поляне все вокруг дышит уютом, спокойствием, тишиной, которую нарушает лишь пение птиц и тихое журчание речки Каменки.

На Елисейских полях стоят статуи  Гомера и Аристотеля.

ЛАБИРИНТ   Здесь же есть небольшой участок камней разной величины. Камни покрыты мхом, а между ними растут одинокие деревья и кусты. Чуть заметны, вьются между ними без определенного направления дорожки. Эта дикая местность привлекает своеобразной красотой. лабиринтЭто – Критский лабиринт.

   Пройдя мимо лабиринта на противоположному берегу реки Стикс стоят три искусственно сращенных дерева тополя белого, которые, к сожалению, уже отмерли. семейное деревоВ народе их называют «Семейным деревом» и связывают с семьей Потоцких. Хотя создатель парка вкладывал в них другой смысл. И только когда погибли 9 берестов, которые символизировали сыновей Потоцкого, их символ перенесли на эти тополя.

   Сразу за тополями расположена Афинская школа. Это композиция из гранитных камней, расположенных как-будто рядами и напоминают столы и лавки для учеников

чертов мост   Дальше по аллее вы выйдете к композиции Чертов мост, который был построен в честь легендарного перехода Суворова через Альпы. Мост представляет собой суженную и ограниченную с обеих сторон валунами часть аллеи. За мостом на полянке лежит камень, который напоминает черепаху. Здесь София угощала Александра I чаем.

   Слева вы увидите самый большой, высеченный в природной скале грот – Львиный или Громовой грот. Вход в него разделен на две половинки гранитной опорой, которая как бы поддерживает его. В центре грота стоит круглый гранитный стол, вокруг которого можно спокойно обойти – такие размеры этого искусственного грота. Недалеко от входа на правой стене еще остались чуть заметные выдолбленные в стене две строчки на польском языке, которые принадлежат самому Потоцкому: «Забудь здесь память о несчастьях и прими счастье вещее, если же ты счастлив, так будь еще счастливее».

грот Калипсо   В правом углу грота установлен небольшой водопад, шум которого и, очевидно, и стал причиной такого названия. Вода поступала в грот по гончарной трубе, вокруг которой были проложены три таких же пустых трубы, которые и создавали «гром».

грот Калипсо   Грот Калипсо. Путь к нему лежит через гранитный мостик над рекой Стикс. Внутри грот напоминает ротонду покрашенную в голубой цвет, с вестибюлем из четырех колонн. Они удерживают над собой гранитную плиту и полукруглое окно. у стен стоят каменные скамейки, статуя Венерыа в центре на постаменте стоит скульптура Венеры.

   У входа в грот Фетиды раньше стояли четыре морских чудовища и два сфинкса. вид на храм ФетидыНо их, видимо, снесло и разбило во время наводнения 1870 г. рядом с входом по каскаду монолитных гранитных ступеней сбегает поток воды, переливаясь на солнце всеми цветами радуги.

   Дальше по маршруту экскурсии мы придем к круглому павильону, называемому Фазанником.    Этот павильон был построен из круглых дубовых колонн, инкрустированных корой дуба, ясеня и клена. Посреди павильона создан небольшой бассейн с фонтаном в центре. Фазаны здесь содержались до 1859 года.

грот Фетиды   Поднявшись на дамбу Верхнего пруда мы увидим водную гладь во всей красоте. Среди водной глади пруда выделяется остров, на котором расположен павильон, обсаженный экзотическими растениями. розовый павильонПавильон по его цвету называют Розовым.

   Сейчас этот остров называют Остров любви, но раньше он носил название остров Анти-Цирцеи. Нимфа-волшебница Цирцея превращала людей, которые попадали на ее остров в зверей, но здесь, в Софиевке, на острове Анти-Цирцеи происходит противоположное. Берега остров, так же как и пруда, обложены гранитом. До 1853 года на остров можно было попасть только в лодке, но потом был построен пешеходный мост.

   амстердамский шлюзЗдесь же, в Верхнем пруду, расположен Амстердамский шлюз, от которого можно совершить путешествие по подземной реке Ахеронт.

   Подземная река Ахеронт была сооружена в первый период строительства парка. Ее длина под землей 211 м, ширина 3 м, высота 3 м, глубина достигает 1 м. на протяжении всего подземного канала устроено 4 люка, с помощью которых частично обесвход в подземную рекупечивается его освещение. При этом, расстоянии между люками и изгибы канала устроены так, что здесь не бывает сквозняков.. при строительстве этого канала было выкопано около 3000 м3 земли, стенки канала облицованы гранитом, свод в основном сделан в арочном стиле.

   ахеронтское озероВо время путешествия после примерно 8-ми минут тишины, полумрака и спокойствия, вы снова увидите свет и услышите пение птиц и гомон воды, выплыв в Ахеронтийское озеро. Вода из этого озера открытым каналом и каскадом гранитных ступеней плывет под белый металлический мост, откуда большим водопадом падает в реку Стикс, воды которой сливаются с водами океана.

 

 

Карта Умани  


   Выйдя из лодки на пристани и пройдя к белому железному мостику вы сможете увидеть Площадь собраний, храм Посейдона в виде большой гранитной вазы, наполненной цветами. А дальше-зеркало Нижнего пруда или Ионического моря, Нижняя аллея, терраса Бельвью.

английский парк   От Ахеронтийского озера наш путь ведет в Английский парк. Это, по своей сути, дендрарий. Он занимает небольшую территорию в форме треугольника площадью около 2 га. Территория парка густо прорезана лабиринтов тропинок. Тут есть бассейн, в котором когда-то размещалась коллекция водных растений, а также каменистая горка, покрытая когда-то растениями-сукулентами, которые могут жить в песках и на камнях. Всего в парке растет более 100 видов растений.

партерный амфитеатр   Партерный амфитеатр граничит с Английским парком. Амфитеатр создан  в трех уровнях. Верхняя часть-это стриженные газоны правильной формы, края которых украшают кусты роз. Средняя часть создана гранитной стеной и широкой подковообразной аллеей, которая плавно огибает пологую часть склона, который спускается к фонтану Семиструйный. Во времена Потоцких как раз здесь был главный вход в парк.

фонтан   Фонтан Семиструйный создан в форме круглого бассейна с ажурной бронзой вазой посредине. С центра вазы вырываются вверх семь струй воды. Описывая параболу каждая струя распадается на отдельные капли, которые веселым гомоном покрывают зеркальную поверхность бассейна. фонтанВысота центральной струи фонтана достигает 5 м в высоту. При этом нужно учесть, что все фонтаны обеспечиваются водой за счет разности  высот.

   От фонтана по тропинке можно подняться на Террасу Муз к гранитному обелиску. Именно отсюда можно оценить всю красоту и роскошь парка, насладится полной картиной, которую создал Метцель. Раньше в праздничные дни эту террасу, украшенную цветами и обставленную скамейками, занимали женщины и тогда она представляла сбой картину Геликона с прекрасными нимфами (Геликон-гора в Древней Греции, где, согласно мифам, обитали музы-покровители искусств).

обелиск   Вершину гранитного обелиска на Террасе Муз украшает трехглавый орел-символ династии Романовых, которые много сделали для сохранения этого парка для будущих поколений.

панорама парка   С Террасы Муз по дорожке можно подняться на террасу Бельвью и потом пройти к Китайской беседке и дубраве Дубинка, завершив наш маршрут.

   Вот такая долгая, но красивая экскурсия по прекрасному парку, который известен не только в Украине, но и далеко за ее пределами.

 

 

Дополнение.

   Станислав Щенсный (Феликс) Потоцкий. Польский магнат, которому в наследство от отца достались огромные владения на Уманьщине. Впервые приехав в свои украинские владения в 1774 году Потоцкий был поражен красотой этих мест. В 1782 году в Тульчине был построен первый замок. Тут же заложили и большой парк.

София   Потоцкий в своих имениях много внимания уделял усовершенствованию сельскохозяйственного и лесного хозяйства. Крепостные были переведены с повинностей на денежный оброк. А за привлечение к работам на пана им платили деньги. В Украине Потоцкому принадлежало окло 1,5 млн. га земли, на него рботали 130 тыс. крепостных, а годовая прибыль составляла  3 млн. злотых.

   Кроме экономики и управления своими имениями Потоцкий занимался и политикой. В 1791 году он вместе с польской делегацией прибыл в Яссы н главную квартиру российских войск. Вероятно именно здесь он и познакомился с женой генерала российской армии Юзефа Витта – прекрасной гречанкой Софией.(кстати, до этого он  был женат).

   София развелась с мужем в 1796 году, а Потоцкий-только в 1978. в этом же году они обвенчались.

   Идея создания парка пришла к Потоцкому во время охоты вместе с Метцелем в долине речки Каменка, которая была изрезана балками. Метцель и стал автором проекта «Софиевки», а также руководителем всех работ по строительству парка. Строительство парка началось в 1796 году. В помощь Метцелю «были выписаны лучшие иностранные садовники». Кстати, крепостные, которые работали на строительстве парка, получали оговоренную плату.

   Центральная часть парка была закончена в мае 1802 года. Стоимость работ составляла примерно 15 млн. польских злотых.

   14 марта 1805 г. Потоцкий преждевременно скончался и первоначальный грандиозный проект строительства парка уже никто не заканчивал. Но даже то, что уже было создано получило общее признание, как шедевр садово-паркового искусства.

 

 

Карта Умани  

Social Like
Обновлено 13.03.2010 18:57