Home Форум Наша Украина Природа Украины День второй. Покорение Говерлы.
18.10.2017
Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня
  • Страница:
  • 1

ТЕМА: День второй. Покорение Говерлы.

День второй. Покорение Говерлы. 3 нед. 2 дн. назад #13110

  • Irina
  • Irina аватар
  • Вне сайта
  • Administrator
  • Сообщений: 2670
  • Спасибо получено 4
  • Репутация: 23
Часть 1. Наше путешествие на авто к подножью Говерлы


Совершив обзорную экскурсию по Яремче в первый день нашего путешествия в Карпаты, мы начали планировать дальнейший отдых. Все прогнозы погоды говорили о том, что через день пойдут сильные дожди, и прогулки по горам будут недоступны. И, несмотря, на то, что потом воцарится солнечная погода, памятуя о многочисленных ручьях, лужах и влажных местах, пониманием, что совершать восхождение на Говерлу нужно уже на второй день пребывания. Что ж тяжело, но надо – покорение самой высокой горы Украины входило в обязательную программу нашей поездки в Карпаты.

Прочитав, все рекомендации о походах на Говерлу, мы тщательно готовимся. Для начала занимаемся экипировкой: одеваем удобную многослойную одежду преимущественно синтетическую, берем с собой не продуваемые куртки/кофты для холодных ветров на вершине, обуваем трекинговые кроссовки, специально купленные для походов в горы, не забываем кепки и солнцезащитные очки. Берем много воды, сосиски с овощами на перекус, фотоаппарат, компас, мобильные телефоны, спички и бумагу для розжига костра, нож и влажные салфетки. Естественно, не забываем и о самых важных составляющих для покорения Говерлы – отличном настроении, целеустремленности и спортивном азарте.

Не так рано, как хотелось бы, мы садимся в авто и направляемся в сторону спортивной базы Заросляк. Именно с этой точки и начинается популярное у обычных неподготовленных туристов восхождение на самую высокую гору Украины. Если же более детально и серьезно заинтересоваться вопросом, как добраться до вершины Говерлы, то можно найти множество маршрутов. Но все они длинные и рассчитаны либо на ранний подъем и прогулку до темноты, либо на поход с ночевкой в Карпатах.

Так, что нам в Заросляк, поэтому для начала направляемся знакомой дорогой в сторону Буковели. Сразу же понимаем, что быстро добраться на авто до Говерлы не получится – во всю идут ремонтные работы дороги. Машины пропускают колоннами по одной полосе, а то и вовсе останавливают движение в обе стороны, пока строительная техника заправляется прямо посередине дороги.


2_2017-09-24.JPG


Но в то же время такие остановки дают возможность вдоволь полюбоваться красотой Карпатского края. Здесь, в горах, настоящий рай для отпускника из мегаполиса, да и любого относительно большого населенного пункта. Взору, уставшему от постоянной работы за компьютером и скучающему от приевшихся картинок города, открываются изумрудно-зеленое разнотравье, темные густые хвойные леса, украшающие верхушки холмов, небольшие уютные домики в окружении простеньких сельских дворов, всевозможные луговые цветы и подернутые дымкой далекие горные хребты.


1_2017-09-24.JPG


Так, примечая все интересности, начиная от причудливых теней облаков на горных склонах и заканчивая красивым цветочком, пробивающимся среди камней, доезжаем до дороги, по которой мы ещё ни разу не ездили. Люблю такие моменты, когда попадаешь куда-то впервые. Возникает ожидание какого-то чуда, глаза разбегаются от обилия новых неизведанных деталей, хочется запомнить всё и сразу. И вот мы въезжаем в населенный пункт Ворохта, который я видела только на карте, завидуя его удачному расположению в окружении горных хребтов и близостью к самой высокой горе Украины.


45_2017-09-24.JPG


Но городок известен не только, как промежуточная точка путешествия на авто к Говерле, но и как колоритный карпатский населенный пункт со своими традициями и достопримечательностями. Например, недалеко находится интересный каменный арочный мост через автотрассу. Это старинный железнодорожный путь, построенный в 1989 году, который не только проходит по верху дороги, но и ныряет прямо в скалу – в длинный туннель в горе. Именно такие конструкции, но очень маленького размера, мы видели только вчера в парке-музее «Карпаты в миниатюре». Забавно вот так сразу после миниатюрных копий увидеть реальные достопримечательности. Странно, но из-за этого впечатления от увиденного усиливаются в несколько раз.


46_2017-09-24.JPG



Дорога по Ворохте оставляет желать лучшего. Сюда ещё не добралась ремонтная бригада, орудующая в районе Буковели и Яремче. Да, я как-то не очень уверена, что она вообще почтит своим вниманием этот отдаленный край. Сложности добавляет и неожиданно оживленный траффик в сочетании с базарным днем. Рынок расположен прямо возле дороги, поэтому помимо пешеходов, движение тормозит выезжающий/заезжающий транспорт.

Наконец, оставляем позади Ворохту с её плохими дорогами и направляемся в сторону Верховины. До этого совсем уж углубленного в Карпаты населенного пункта мы не доедем, а свернем где-то посередине. Дорога становится всё живописней. Слева нависают горы с хвойными буйно-зелеными смереками. Справа лес не такой густой, лиственный, с прогалинами цветов и папоротника. Поворот на базу Заросляк встречает нас более сильным ухудшением состояния дорожного полотна. Хотя до этого нам казалось, что хуже и некуда. Несмотря на то, что дорога относительно широкая. Выбирать покрытие без ям приходится по всей ширине. Но все негативные впечатления остаются позади, когда смотришь по сторонам – на зеленую ровную стену хвойных стражей этого пути.


3_2017-09-24.JPG


Создаётся впечатление, что они как бы подгоняют путников вперед, чтобы мы быстрее оказались возле грозных горных вершин, постепенно приближающихся к нам. После хвойной посадки, за путешественниками продолжают пристальное наблюдение домики, расположенные вдоль дороги. Впереди нас встречает Черногорский хребет во главе с самой высокой горой Украины – Говерлой. Ощущение ожидания чего-то долгожданного и желанного усиливаются при виде вершины, которую нам предстоит покорить. И даже без подъема на гору Наташа (да я тоже) уже счастливо улыбается и восторженно распахивает глаза.


4_2017-09-24.JPG


Подъезжаем к КПП, где нам положено оплатить проезд и «зарегистрироваться». Пропускной пункт представляет собой деревянное строение, рядом расположены информационные стенды, чуть в стороне слева, ближе к лесу есть туалет, вполне приличный и со звуковым птичьим сопровождением. Заходим в КПП, записываемся (спрашивают номер и марку машины, количество въезжающих человек и как ни странно, из какого города мы приехали – статистику они, что ли ведут). Здесь же нам дают схематичную карту и вкратце рассказывают, по какому маршруту лучше подниматься на Говерлу, как спуститься, какие действия стоит выполнить, если в горах нас застанет гроза. Кстати, совсем не лишняя информация, так как над хребтом нависают довольно темные облака, которые в сочетании с жарой тут внизу могут дать толчок для начала грозовой стихии.


5_2017-09-24.JPG


После проезда шлагбаума по сторонам становится живописней, а вот дорога всё хуже. Теперь это обычная грунтовка, довольно хорошо укатанная, но с торчащими то тут, то там присыпанными каменными глыбами. Нужно быть предельно внимательным, чтобы не пропустить особо выпирающий камень между колес и не зацепится за него днищем авто. Ехать тут приходится на скорости не более 10-20 км/ч, так как нещадно трясет. Зато я успеваю всё досконально осмотреть. Замечаем, что стражи дороги – стройные смереки, тут намного выше, чем при подъездке к базе, ближайшие кусты оплетают клематисы, пестрея хрупкими цветами, редкие полянки изобилуют луговыми травами и яркими бутонами.


6_2017-09-24.JPG



В некоторых местах деревья отдаляются от дороги, и по бокам образуются довольно обширные места для отдыха, оборудованные лавками, навесами и местами для костра. Вскоре по левую сторону слышится плеск воды, и в небольшом овраге замечаю реку. Неширокую, но очень бурную и порожистую. Запоминаю интересное место, где возле порога расположена небольшая стоянка, а поток особенно энергичный и красивый. Обязательно, нужно заглянуть сюда на обратном пути, если мы не слишком устанем.


43_2017-09-24.JPG



Сейчас же мы спешим к главной нашей цели – Говерле. По узкой дороге всё чаще попадаются маленькие стоянки, на которых теснятся большие экскурсионные автобусы, и простые автомобили. Неужели там так мало места для парковки? После встреч со стоящими машинами стали попадаться и пешеходы. Мы уже так долго едем, что даже спросили у проходящих туристов, далеко ли ещё. Оказывается, что не дотерпели мы какую-то сотню метров. За очередным поворотом лес отступает, и мы видим небольшую территорию утыканную авто и обрамленную с одной стороны сувенирными лавками. Естественно, на самой стоянке мест нет, поэтому ставим транспорт на подъезде, впритык к деревьям. Дорога тут узкая, так что приходится стараться максимально углубить машину.

Быстро проходим сувенирный рынок, пересекаем деревянный мостик и оказываемся возле стендов. На красочных плакатах расписана полезная для подъема на Говерлу информация, начиная от маркировки троп и заканчивая правила поведения на маршрутах. Чуть в стороне, справа и вверху расположен деревянный туалет, не очень опрятный и пахучий, но лучше им воспользоваться сейчас, чем потом на голом склоне пытаться найти укромное место. Это бесполезно – не найдете. И хватит о банальных вещах, впереди полная ярких впечатлений и красивых пейзажей тропа на Говерлу.


7_2017-09-24.JPG



/Продолжение следует/
Последнее редактирование: 3 нед. 2 дн. назад от Irina.
Администратор запретил публиковать записи.

День второй. Покорение Говерлы. 1 нед. 3 дн. назад #13111

  • Irina
  • Irina аватар
  • Вне сайта
  • Administrator
  • Сообщений: 2670
  • Спасибо получено 4
  • Репутация: 23
Часть 2. Восхождение на Говерлу.


Начало маршрута (первую часть пути зеленый и синий маршруты идут вместе) встречает нас прохладой, сочной зеленью под деревьями, хвойным ароматом, хрустящими под ногами шишками и причудливо изгибающими корнями. Здесь чисто, и пока немноголюдно, хотя путешественники встречаются. У истоков тропы на Говерлу подлеска нет, поэтому туристами утоптаны обширные территории, и разобраться, как же правильно идет маршрут сложно и приходится внимательно высматривать маркировку на деревьях. Хотя в этом есть и преимущества – можно выбрать более удобный для своей физической подготовки подъем, отдалится от особо шумной компании без вероятности заблудиться, и заметить много интересных мелочей.

8_2017-10-07.JPG


Неожиданным сюрпризом для неподготовленного туриста станет висящий над тропой между деревьями манекен. Если наткнуться на него случайно, при это полностью погруженным в созерцание природы или с мыслями о предстоящем подъеме, то можно здорово испугаться. Такой зависший человек, как бы предупреждает, что ожидает неосторожного путешественника, который не будет соблюдать правила поведения на маршруте на Говерлу. Хотя на самом деле манекен призван всего лишь рекламировать увлекательное развлечение – веревочный спуск вниз. Несмотря на небольшую высоту, это довольно экстремальное занятие, учитывая густоту расположения деревьев.

9_2017-10-07.JPG


Хотя в этом месте подъем на Говерлу визуально не такой и крутой, для уставшего организма он весьма ощутимый. А кажется, что укрытая отполированными корнями тропа, практически горизонтальная. А вот боль в мышцах ног и участившееся дыхание говорят об обратном - уклон всё же есть. Периодически дорога более круто уходит вверх, тогда уже без отдыха не обойтись, а ведь мы только начали свой подъем. Стараюсь, не заострять внимание на протестах организма, и просто наслаждаться окружающими видами. Особенно удачно это получается, когда под ногами хаотичным рисунком разбегаются любимые мной и Наташей «корненные ступеньки».

10_2017-10-07.JPG


Впереди появляются солидные просветы – мы приближаемся к завершению подъема по лесистой части Говерлы. Прохлада леса постепенно уходит, корни сменяются утоптанной узкой полосой грунта, а к тропе впритык подступает буйная зелень. В одном из первых окон в лесном массиве замечаем то, что усиливает наше беспокойство: как мы сможем добраться до вершины Говерлы в такой не очень хорошей физической форме? Оказывается, мы прошли самую простую части пути на гору. Впереди же нас ждет более крутой, хоть и очень живописный подъем.

11_2017-10-07.JPG


Лес постепенно редеет, деревья уменьшаются в размерах, по краям тропы таинственным образом превращаясь в низкий кустарник, а чуть в стороне в миниатюрные смереки. Солнце ярко освещает наш путь, призывая не унывать, а верить в свои силы и таки покорить гору. С этой стороны Говерлы тепло, если не сказать жарко – ветра нет, поэтому земля обильно укрыта сочной травой и всевозможными цветами, над которыми роятся насекомые.

12_2017-10-07.JPG


Кроме того здесь всё чаще встречаются густые заросли черники – низкорослого кустарника с гладкими листьями нежно-зеленого цвета и недоспелыми мелкими ягодками. Местами кусты объединяются в обширные группы, образуя приятный для глаза колышущийся коврик. Так и хочется прилечь на него и отдохнуть, но не получится. Несмотря на кажущуюся мягкость, ветки черники, особенно у основания твердые, жесткие и местами колючие.

13_2017-10-07.JPG


Сама же дорога на Говерлу в этой части пути представляет собой утоптанную тропу из глины, которая зачем-то сильно петляет среди кустарников. Заранее посмотреть, куда она нас поведет, невозможно. Но тем интересней открывать новые территории, да и других участников подъема (а для кого-то и спуска) не видно. Всё-таки идти наедине с природой как-то приятней и комфортней. Хотя вот со слышимостью на таком пути не очень, точнее слышимость даже слишком хорошая. И других путешественников пусть и не видно, но отлично слышно.

14_2017-10-07.JPG


Пока ещё тропа не испытывает наши силы крутым подъемом, а густой лес не скрывает окружающие пейзажи, поэтому успеваем в полной мере насладиться красотой горных вершин, которых по мере продвижения становится всё больше. Солнце припекает, и остановки на отдых и утоление жажды учащаются, но мы при этом не проигрываем – глаза так и разбегаются от прекрасных видов. Мозг, пытается впитать каждый новый пейзаж и лихорадочно запоминает каждую деталь. Но некоторые особо живописные картинки мы по традиции доверяем фотоаппарату.

15_2017-10-07.JPG


И вот мы подходим к крутому склону, поросшему низким кустарником. Тропа становится очень узкой и каменистой. Она резко уходит вверх и теряется где-то около неба. По крайней мере, с нижней точки кажется именно так. Ну, вот тут нам уже явно будет не до фотосессий, поэтому прячем фотоаппарат и, собравшись с силами, начинаем подъем. Местами тропа раздваивается, и можно выбирать наиболее удобный для себя путь на Говерлу. Иногда дорога и вовсе превращается в узкий ручей с глинистыми скользкими берегами и тогда приходится пробираться между колючим кустарником. Как хорошо, что мы решили покорять самую высокую гору Украины не после дождя – тогда тропа полностью превратится в водный поток.

Склон настолько крутой, что, поднимаясь, видишь перед собой только тропу, а вот чтобы рассмотреть окружающие виды нужно искать ответвление с более ровной поверхностью. Иначе рискуешь потерять равновесие, даже просто оглядываясь назад. Изредка получается смотреть по сторонам, где великолепная природа Карпат радует глаза многочисленными цветами и сочной зеленью. В это время здесь цветут белые нежные анемоны, колышущиеся на ветру. И что интересно, тут черника уже совсем без ягод, даже зеленых, а просто вся в розовых ярких цветах. Так что мы смогли воочию увидеть, как от высоты над уровнем моря зависит растительный мир.

В основном по этому зеленому маршруту на Говерлу все совершают подъем, но неожиданно нам встречается попутный поток туристов. Несколько человек с палками осторожно продвигаются вниз, лавируя между камнями. Замечаю, что эти самые камни, которые нам помогают при подъеме – на них удобно опираться, и они не скользкие, тем не менее сильно мешают при спуске, создавая непреодолимые преграды. Как хорошо, что мы выбрали этот маршрут для покорения горы, а не для возвращения к базе Заросляк. Чтобы разминуться, приходится искать островок-ответвление, что дает нам возможность передохнуть и хоть немного оглядеться.

16_2017-10-07.JPG


По прилично порозовевшему личику понимаю, что устают при таком подъеме не только неподготовленные взрослые, но и тренированные девочки-спортсменки. Хотя по настроению и скорости передвижения совсем незаметно, что Наташа устала. Где-то далеко внизу замечаем красные крыши базы Заросляк. И сразу же возникает удивленный вопрос: неужели мы столько прошли? И зарождается уверенность, что мы всё-таки сможем достичь своей цели. Вокруг открываются всё новые горные хребты, подернутые дымкой. Картинка настолько живописная, объемная и выразительная, что я всё-таки достаю фотоаппарат и фиксирую некоторые пейзажи.

Наконец, впереди показывается окончание этой части пути на Говерлу, мы выходим на более открытое пространство и понимаем, что не зря столько времени тащили теплые вещи. Незащищенный склон встречает нас первыми пока ещё редкими порывами холодного воздуха. Разгоряченные сложным подъемом, мы, тем не менее, одеваем кофты, потому что временами ветер, как говорится, пробирает до костей. И это летом, в конце июня. Перед выходом на последний, каменистый участок дороги на Говерлу обозреваем окрестности и с некоторым ужасом понимаем, что подниматься нам ещё долго…

Сперва нужно покорить промежуточную вершину, а уже после выйти на «финишную прямую» к долгожданной цели. Эта часть пути представляет собой относительно ровный склон без оврагов и преград, с мелкими каменными вкраплениями, густыми пучками травы и редкими низкими цветами. Если бы не крутой подъем и сильный пронизывающий ветер, то идти здесь было бы довольно просто. На самом же деле оказывается, что это самый сложный участок дороги на Говерлу, особенно с учетом погодных условий. Последнюю часть пути мы преодолеваем значительно медленнее, с большим количеством остановок на отдых. Для борьбы с непогодой в ход идут не продуваемые куртки и капюшоны, поэтому очень рекомендую не полениться и взять в зависимости от времени года дополнительные вещи, желательно с капюшоном, так как уши тоже очень мерзли.

18_2017-10-07.JPG


На промежуточной вершине мы бегло оглядываем крест и памятник, так как пронизывающий ветер не дает в полной мере насладиться этой маленькой победой. Да, и предстоящее расстояние не очень располагает к спокойному созерцанию. Хочется уже то ли побыстрее попасть на вершину Говерлы, то ли попросту упасть от изнеможения где-то на середине дороги. Последняя часть пути более крутая и более ветреная… По сторонам я уже и не смотрю, только под ноги и изредка с тоской на маячащую впереди цель нашего сегодняшнего путешествия. Мышцы ног отказываются выполнять свои функции, дыхание так и норовит сбиться, но мозг упорно требует продолжать путь. Сил прибавляет относительно бодро шагающая Наташа, с улыбкой приближающаяся к своей мечте – покорению Говерлы. Естественно, именно она первая взбегает на вершину горы и торжественно обозревает окрестности с высоты 2061 метр над уровнем моря!

17_2017-10-07.JPG
Последнее редактирование: 1 нед. 3 дн. назад от Irina.
Администратор запретил публиковать записи.
  • Страница:
  • 1
Модераторы: ruler
Время создания страницы: 0.506 секунд