Была недавно проездом в Киеве, у меня было несколько часов для прогулки, решила пройтись по городу, даже несмотря на то, что шел дождь со снегом.
Началось мое путешествие с «Майдана незалежності»
Почапав по слякоти майдана, понимаю, что обувь, какой бы она ни была, все равно промокнет в этой каше воды и снега. Но сидеть на месте не могу, и свернув в Софийскую улицу, топаю по направлению к Софии Киевской, но музей закрыт до обеда, сворачиваю к Михайловскому золотоверхому, миновав памятник Б.Хмельницкому
Продолжаю свое путешествие по снежным улицам, и тут вижу чудо – цветущие розы на снегу. А ведь только на прошлой неделе, увидев на одной из клумб Днепропетровска еще цветущую розу, подумала, что неплохо было бы запечатлеть королеву цветов на фоне снега.
– один из последних листиков 2008 года.
Подойдя ближе к златоверхому собору вижу небольшое скопление людей – собираются возле памятника жертвам голодомора.
Само здание церкви, как впрочем, и весь двор производят грандиозное впечатление. Особенно эффектно смотрится голубизна здания на фоне чернеющего неба
– трапезная Михайловского монастыря (XVIII в.).
Помолившись в церкви, решаю посетить музей – интересно все-таки больше узнать об истории собора, да и ножки нужно погреть.
Краткая историческая справка
В 1108 году внук Ярослава Мудрого – Святополк Изяславичь основал в Киеве, на месте древнего Дмитриевского монастыря, Михайловский монастырь.
В этом же году, в память победы над половцами, началось строительство главного собора новой обители - собора во имя Михаила Архангела, предводителя небесного воинства.
В 1113 году Михайловский собор был освящен. Собор был поставлен на обрыве Старокиевской горы, над древним Боричевым взвозом - спуском к Днепру. Собор стал местом захоронения нескольких поколений киевских князей.
В 1240 году его разграбили и сильно повредили орды Батыя.
В XVII и XVIII столетиях собор неоднократно перестраивался. Вместо одного у него появилось семь куполов. С трех сторон собор окружили пристройки, а стены укрепили контрфорсами.
Фасады храма были украшены лепными украшениями - наличниками и орнаментом - выполненными известным киевским архитектором И. Григоровичем-Барским. Фризы барабанов были украшены оригинальными майоликовыми розетками, сверкавшими на солнце, подобно драгоценным камням.
Славу Михайловскому Златоверхому собору принесли его мозаики и фрески. По мнению искусствоведов, они открыли новый тип в эволюции живописи Древней Руси. "Мерцающей живописью" называют мозаики Михайловского собора - они, словно маревом, обволакивали все пространство храма своим то затухающим, то вспыхивающим с новой силой сиянием.
Чрезвычайно утонченные и яркие, мозаики Михайловского собора являлись выдающимся произведением древнерусской живописи и убедительно свидетельствовали о том, что в Киевской Руси того времени уже сложилась национальная школа изобразительного искусства, свободная от влияния Византии.
Зарождение этой школы связано с именем гениального древнерусского художника, инока Киево-Печерского монастыря Алимпия, непревзойденного мастера "мерцающей живописи", имя которого еще при жизни было окружено легендами.
В искусстве Алимпия заметна его близость к традициям художественной константинопольской школы. Но он выработал свой собственный художественный язык, в котором преобладает славянское народное начало.
Как доказали исследования ученых, всемирно известные мозаики Михайловского собора принадлежат работе Алимпия.
Михайловский Златоверхий собор в Киеве хранил и множество других загадок. Но они так и остались неразгаданными. Собор, памятник культуры мирового значения, был разрушен коммунистами в 1935 году.
Часть фресок и мозаик сохранилась. В Софиевском соборе сохранились: "Евхаристия", "Стефан и Фаддей" - фрагменты фигур святых; фрески – сцены «Благовещение».
Мозаика "Дмитрий Солунский" и верхняя часть фресковой фигуры Самуила – сохранились в Третьяковской галерее и в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Во время восстановления собора эти фрески и мозаики были возвращены в Михайловский собор.
Из убранства храма уцелели две шиферных плиты с рельефными изображениями скачущих всадников. Одного из них считают Святым Георгием, другого - Святым Дмитрием. Некоторые из исследователей считают, что это портретные изображения князей или княжеских дружинников, а некоторые ищут корни этих рельефов в искусстве Древнего Ирана. Происхождение этих рельефов остается загадкой, а их тематика - неясной.
С весны 2000 года открыта для богослужения и посещения центральная часть Михайловского Златоверхого собора, а с начала 2001 — Варваринский и Екатерининский пределы.
Последним этапом в экскурсии по музею была звонница.
Оказывается можно стать под колокол и загадать желание – но я этого не знала.
– вид на собор со звонницы
Перед входом в собор, на площади можно лицезреть памятник княгине Ольге
Возвращаюсь в Софийский собор. Что бы войти во двор нужно заплатить 2 гривны, еще 5 за посещение звонницы, и 20 – музея. Но по музею проводиться экскурсия.
Погуляв по двору собора, поднимаюсь на звонницу. Колокольня Софийского собора была построена по заказу гетмана Мазепы. До сегодняшнего дня сохранился колокол, отлитый также по его заказу, который находится на втором этаже колокольни и носит название «Мазепа».
С верхних этажей звонницы открывается вид на как будто бы парящую церковь
Михайловский собор открывается в новом ракурсе, приоткрывая еще одну свою маленькую тайну.
Войдя в саму церковь, невозможно не почувствовать ее многовековую историю, связь с поколениями, саму Древнюю Русь. Взору открываются фрески и мозаики тысячелетней давности. В некоторых местах рисунки фресок насколько обесцветились, что с трудом можно различить очертания фигур святых. На одной из стен сохранилось изображение семьи Ярослава мудрого, его, еще маленьких детей.
Историческая справка
Собор Святой Софии был построен в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри Собора сохранилось множество древних фресок и мозаик, в том числе знаменитая мозаика Богоматерь Оранта.
В 1240 Софийский собор был разграблен и разрушен воинами Батыя, в 1385 – 90 гг. митрополит Киприян, воссоздал его из руин, после чего более трех с половиной веков находился в запустении, хотя и продолжал действовать. В 1596 собор переходит к Украинской греко-католической (Униатской) церкви, 1630-е годы отобран у неё киевским митрополитом Петром Могилой, который отреставрировал собор и основал при нём мужской монастырь. Работы по обновлению храма продолжались до 1740 года, когда он окончательно приобрёл нынешний облик.
В 1934 архитектурный комплекс, куда помимо Софийского собора входит колокольня, дом митрополита, бурса, трапезная, южная въездная башня, западные ворота, братский корпус, кельи и консистория, был объявлен Государственным архитектурно-историческим заповедником «Софийский музей».
Интерьер собора сохранил большое количество фресок и мозаик XI века, выполненных лучшими византийскими мастерами. Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков. Стиль мозаик соответствует византийскому искусству первой половины XI века, так называемому, аскетическому стилю.
Мозаикой был украшен центральный купол, его барабан, паруса и подпружные арки, а так же центральная апсида и два стоящих по бокам от нее восточных столпа. В зените купола располагается мозаика с изображением Христа Вседержителя (Пантократора), вокруг Него представлены четыре архангела. Из них сохранился лишь один древний мозаичный, остальные дописаны в XIX веке М. А. Врубелем масляными красками. В барабане между окнами изображены фигуры апостолов (от XI века сохранилася только одна фигура апостола Павла), ниже, на парусах купола, изображены пишущие евангелисты. Среди них с древних времён сохранилась лишь фигура евангелиста Марка. На подпружных арках располагаются медальоны с поясными фигурами 40 севастийских мучеников.
Самая известная мозаика собора — Богородица «Нерушимая Стена» - находится в конхе (сводчатой части) центральной алтарной апсиды. Под ней изображена Евхаристия - причащение апостолов Христом, а еще ниже святители - древние святые епископы, отцы Церкви.
На восточных столпах собора сохранилось изображение Благовещения (на одном столбе фигура архангела Гавриила, на другом - Богоматери). Мозаика была создана около 1040 года и является старейшим изображением данной сцены в русском искусстве.
Остальная часть интерьера была расписана фреской. На сводах были не сохранившиеся двунадесятые праздники, соответствующие важнейшим моментам евангельской истории. На боковых стенах центрального пространства (на боковых аркадах) сохранились сцены Страстей Христовых и Его Воскресения, цикл заканчивался сценами послания апостолов на проповедь и сошествием на них Святого Духа. Фресками расписаны и боковые апсиды, где представлены циклы детства Богоматери (протоевангелие), деяния апостолов, житие святого Георгия, деяния архангела Михаила, соответственно с освященными здесь приделами.
Многочисленные столпы собора и стены галерей покрыты образами святых. Своды и малые купола украшены изображениями небесных сил, в медальонах представлены поясные фигуры ангелов. В западной части подкупольного креста находилась ктиторская композиция. От нее сохранились лишь боковые части, а остальное изображение реконструируется по рисунку А. ван Вестерфельда, сделанному в 1651 г. По сторонам от Христа здесь были изображены равноапостолольные князь Владимир и княгиня Ольга, князь Ярослав Мудрый с макетом собора в руке и его супруга Ирина, а по бокам от них сыновья и дочери.
Наиболее необычны изображения в лестничных башнях. Здесь представлены сцены придворной жизни, константинопольский ипподром, музыканты, охота.
Также на стенах храма сохранилось множество граффити, в том числе XI—XII веков.
Начиная с 1990-ых годов политики обещают вернуть здание Церкви, но из-за борьбы между разными организациями здание остаётся музеем. Периодически там проводятся службы, однако иногда их могут ограничивать или запрещать.
Под увлекательный и захватывающий рассказ экскурсовода по телу не перестают бегать мурашки. И совсем не хочется отсюда уходить.
На втором этаже в одном из залов расположена экспозиция части фресок Михайловского собора, которые успели спасти до его разрушения в 30-х годах ХХ века.
Два с половиной часа, которые я провела здесь, кажутся единым мгновением.
Выйдя из Софии, возвращаюсь к Михайловскому собору, что бы затем спуститься к Андреевской церкви, которая является филиалом музея Софии Киевской.
Возле собора начинают собираться люди – чтобы почтить память жертвам голодомора.
На этом мое время заканчивается и спустившись по Андреевскому спуску и посидев в Пузатой хате на Контрактовой площади, нахожу метро и продолжаю свой путь, который уже не имеет никакого отношения к этому путешествию…