Экскурсия по "Софиевке" |
![]() |
![]() |
Автор: Александр | ||||||
03.02.2009 16:45 | ||||||
В ночь с 3 на 4 апреля 1980г.в парке случилось стихийное бедствие. После бесснежной и морозной зимы в марте выпало очень много снега, после резкого повышения температуры снег резко начал таять, в Красноставском водохранилище поднялся уровень воды, которая размыла земляную дамбу. Мощный селевой поток пронесся по территории парка. Лед, несомый потоком, оставил на некоторых деревьях отметку на трех-метровой высоте. Наводнение причинило значительный ущерб как растительности парка, так и некоторым сооружениям. Но, вернемся к нашей экскурсии. От главного входа нам открывается вид на Женевское озеро, которое образовалось в 30-х годах ХХ века на месте карьера для добычи камня. Ранее участок парка от Главного входа до Тарпейской скалы называли Малой Швейцарией.
Сразу после входа в парк слева по склону простирается дорога, длиною в 1км, которая ведет в административно-хозяйственную зону. Проложена она совсем недавно-в 1986 году. Возле входа также размещена план-карта Софиевки, на которой обозначены главные объекты парка и дана краткая историческая справка. Здесь же, за холмиком, засаженным туями и елями, находится бассейн для сбора воды из источника «Грот Динаы», который был построен в 1838 г.. Проходя по Главной аллее, которая вьется вдоль русла речки Каменка, на левом берегу можно полюбоваться каменными композициями, гротами. Про них не сохранилось легенд, мифов или даже народных рассказов. Скорее всего, эти композиции созданы в другой период строительства парка и отражает оссианистические мотивы, модные в то время в искусстве и среди образованных людей России. Оссианизм-литературное течение, берущее свое начало из поэм про Оссиана-легендарного героя кельтского народного эпоса. В дальнейшем, эти поэмы повествовали о борьбе шотландцев и ирландцев за независимость, а позднее использовались как орудие против придворно-аристократической поэзии, как произведения, воплощающие вольный, близкий природе поэтический дух, свободный от всех условностей классовой культуры.
Скала называется Тарпейской. Так называется южно-западная стена Капитолийской крепости Древнего Рима, которая сохранилась до наших дней. Слева по ходу маршрута малозаметный камень, на котором выбиты цифры «1838». Это дата строительства Главной аллеи и водопровода. До наводнения 1980 года этого камня никто не помнил-видимо он «заплыл» грунтом много лет назад. Немного дальше источник – «Серебряные источники». Оформленный в античном стиле. Источник представляет собой подковообразное сооружение, по краям которого две гранитные вазы с декоративными растениями. В средней части вертикальной стенки – декорированные бронзой трубки, из которых бегут ручейки кристально-чистой воды. Этот фонтан был сооружен в 1974 г.
Перед павильоном Флоры спланирована площадь, от которой, огибая павильон, расходятся несколько дорог. Асфальтовая дорога через Венецианский мост выведет нас к Верхнему пруду и к выходу на территорию Уманской сельскохозяйственной академии, мим оранжерей на смотровую площадку возле обелиска. Оттуда по Верхней аллее можно выйти на террасу Белвью и вернуться на площадь к павильону Флоры. Павильон Флоры был построен в 1842 году на месте построенного в 1820-г Сельского павильона (который в свою очередь, был построен в ходе подготовке к визиту царя Александр I).
Умело подобранная разница в диаметре труб позволяет воде вырываться на такую высоту при том, что разница между уровнями Верхнего и Нижнего пруда всего-лишь 1,5-2 метра
От павильона Флоры пойдем дальше по нижней аллее. На противоположном склоне выделяется нагромождения скал в окружении разнообразной растительности. На первый взгляд кажется, что это создано природой. Но присмотревшись, можно заметить, что все это-творение умелых человеческих рук. Среди дубов выделяют деревья черемухи Мака, которая была привезена из Приморского края. А полянки между деревьями засажены барвинком, который весной расцветает голубыми цветами. В центре Верхней аллеи –статуя Гермеса (у римлян-Меркурий). Эта статуя находится в парке с 1800 года. Гермес-один из древнейших богово Греции. Покровитель ремесел, искусства и торговли, а также путешественников. На противоположном восточном берегу привлекает внимание огромная гранитная скала, которая наполовину выступает из воды. Ее назвали Камнем смерти. Существует легенда о сотне крепостных, которые погибли, когда скала сорвалась с места, где ее устанавливали. Но на самом деле такое вряд ли могло случится, потому что Метцель при строительстве парка тонко и точно рассчитывал более сложные сооружения и не мог допустить такой ошибки.
Скорее всего, Метцель при создании этого участка парка повторил берег острова Итака, родины известного Одиссея. Остров Итака и Левкадская скала находятся в Ионическом море, а камень в воде, скорее всего, символизирует силуэт корабля, на котором феакийцы доставили спящего Одиссея на его родину. Согласно мифу, бог моря Посейдон с разрешения Зевса наказал феакийцев за то, что они решили помочь Одиссею. После возвращения корабля с 52-мя гребцами-феакийцами с о.Итаки, он накрыл корабль ладонью и они навеки превратились в камень. Возможно отсюда и пошло название «Камень смерти».
Немного дальше по маршруту открывается небольшая живописная долинка, которую называют Зверинцем. В 1842 году здесь была установлена ограда для содержания животных, построен хлев, а также землянка для караульных. В 1854 году здесь еще были дикие козы, но потом расходы на содержание животных не включали в смету и строения ликвидировали. Чуть дальше стоит двухметровая статуя древнегреческого поэта-драматург Еврипида. Он изображен в полный рост со свитком в правой руке и связкой рукописей у ног. Проходя мимо горы Парнас, или террасы муз (о них мы расскажем дальше), увидим источник, расположенный в уютном безлюдном местечке у подножья крутого склона. Это источник Гиппокрени. Согласно греческой мифологии, источник Гиппокрени появился от удара копыта крылатого коня Пегаса (отсюда и название -буквально «конский источник») на горе муз Геликоне. Источник, который имеет чудодейственную способность вдохновения, посвящен Аполлону и музам.
Так погиб Актеон, единственный смертный, который увидел несравненную красоту Дианы. Присмотревшись внимательней к местности, где находится грот, созданный Метцелем, вы увидите, что здесь воспроизведен сюжет мифа про Актеона и Диану.
Перейдя по металлическому мостику мы попадаем на Площадь собраний. Почему именно Площадь собраний? Одна из теорий такого названия говорит, что на этой площади в воскресные дни играл военный оркестр и аристократия города собиралась здесь чтобы послушать музыку и потанцевать. Но скорее всего, Метцель при проектировании парка и создании этой площади имел ввиду миф про Остров блаженных. На этот остров судьи Аида направляли души праведных. Остров блаженных в античной литературе описывается как страна вечного счастья. Площадь собраний расположена на полуострове овальной формы, по ней расставлены лавочки, а в центре есть бассейн, посредине которого стоит высокая гранитная ваза. Вокруг площади размещены различные интересные архитектурны элементы парковой композиции.
В 1910 году по решению комиссии было определено, что этот грот нестойкий и скала может упасть. Грот оградили заграждением. Но со временем оно разрушилось и вход в грот был возобновлен. Кстати, прочность Грота страха подтвердили случавшиеся в Умани землетрясения в 1838, 1976 и 1986 г.г.
Напротив пещеры Сциллы возвышается вторая скала, под которой «живет» Харибда, которая трижды в день глотает черную воду и трижды в день ее извергает.
Ниже от аллеи вниз уходят гранитный ступеньки, которые ведут к гротам Локетек и Горошек. Грот Горошек расположен по правой стороне и как-будто завершает композицию Долина гигантов. Кажется, что огромный камень поддерживает только небольшой круглый камень (горошек). В гроте вырублена гранитная скамейка, а рядом устроен искусственный трехступенчатый водопад. По другой версии, наверное все-таки более приближенной к первоначальной задумке Метцеля, это – грот циклопа Полифема. Если присмотреться к окружающей местности, то можно заметить и остров, и раскиданные повсюду скалы и пещеры, в которых живут циклопы-живут сами по себе, дикие и неприветливые, не признавая никаких законов и не уважая даже олимпийских богов.
Спустившись далее по аллее выйдем к мостику через русло речки Каменки, которая здесь символизирует подземную реку Стикс.
Около основания обелиска положен надмогильный гранитный камень, который напоминает спящего льва, а рядом шепчет ручеек реки Каменки, искусстно разбитый на три отдельных маленьких водопадика. Называются они «Три слезы» и аллегорично отражают грусть матери за тремя умершими детьми.
На Елисейских полях стоят статуи Гомера и Аристотеля.
Пройдя мимо лабиринта на противоположному берегу реки Стикс стоят три искусственно сращенных дерева тополя белого, которые, к сожалению, уже отмерли. Сразу за тополями расположена Афинская школа. Это композиция из гранитных камней, расположенных как-будто рядами и напоминают столы и лавки для учеников
Слева вы увидите самый большой, высеченный в природной скале грот – Львиный или Громовой грот. Вход в него разделен на две половинки гранитной опорой, которая как бы поддерживает его. В центре грота стоит круглый гранитный стол, вокруг которого можно спокойно обойти – такие размеры этого искусственного грота. Недалеко от входа на правой стене еще остались чуть заметные выдолбленные в стене две строчки на польском языке, которые принадлежат самому Потоцкому: «Забудь здесь память о несчастьях и прими счастье вещее, если же ты счастлив, так будь еще счастливее».
У входа в грот Фетиды раньше стояли четыре морских чудовища и два сфинкса. Дальше по маршруту экскурсии мы придем к круглому павильону, называемому Фазанником. Этот павильон был построен из круглых дубовых колонн, инкрустированных корой дуба, ясеня и клена. Посреди павильона создан небольшой бассейн с фонтаном в центре. Фазаны здесь содержались до 1859 года.
Сейчас этот остров называют Остров любви, но раньше он носил название остров Анти-Цирцеи. Нимфа-волшебница Цирцея превращала людей, которые попадали на ее остров в зверей, но здесь, в Софиевке, на острове Анти-Цирцеи происходит противоположное. Берега остров, так же как и пруда, обложены гранитом. До 1853 года на остров можно было попасть только в лодке, но потом был построен пешеходный мост. Подземная река Ахеронт была сооружена в первый период строительства парка. Ее длина под землей 211 м, ширина 3 м, высота 3 м, глубина достигает 1 м. на протяжении всего подземного канала устроено 4 люка, с помощью которых частично обес
Выйдя из лодки на пристани и пройдя к белому железному мостику вы сможете увидеть Площадь собраний, храм Посейдона в виде большой гранитной вазы, наполненной цветами. А дальше-зеркало Нижнего пруда или Ионического моря, Нижняя аллея, терраса Бельвью.
От фонтана по тропинке можно подняться на Террасу Муз к гранитному обелиску. Именно отсюда можно оценить всю красоту и роскошь парка, насладится полной картиной, которую создал Метцель. Раньше в праздничные дни эту террасу, украшенную цветами и обставленную скамейками, занимали женщины и тогда она представляла сбой картину Геликона с прекрасными нимфами (Геликон-гора в Древней Греции, где, согласно мифам, обитали музы-покровители искусств).
Вот такая долгая, но красивая экскурсия по прекрасному парку, который известен не только в Украине, но и далеко за ее пределами.
Дополнение. Станислав Щенсный (Феликс) Потоцкий. Польский магнат, которому в наследство от отца достались огромные владения на Уманьщине. Впервые приехав в свои украинские владения в 1774 году Потоцкий был поражен красотой этих мест. В 1782 году в Тульчине был построен первый замок. Тут же заложили и большой парк.
Кроме экономики и управления своими имениями Потоцкий занимался и политикой. В 1791 году он вместе с польской делегацией прибыл в Яссы н главную квартиру российских войск. Вероятно именно здесь он и познакомился с женой генерала российской армии Юзефа Витта – прекрасной гречанкой Софией.(кстати, до этого он был женат). София развелась с мужем в 1796 году, а Потоцкий-только в 1978. в этом же году они обвенчались. Идея создания парка пришла к Потоцкому во время охоты вместе с Метцелем в долине речки Каменка, которая была изрезана балками. Метцель и стал автором проекта «Софиевки», а также руководителем всех работ по строительству парка. Строительство парка началось в 1796 году. В помощь Метцелю «были выписаны лучшие иностранные садовники». Кстати, крепостные, которые работали на строительстве парка, получали оговоренную плату. Центральная часть парка была закончена в мае 1802 года. Стоимость работ составляла примерно 15 млн. польских злотых. 14 марта 1805 г. Потоцкий преждевременно скончался и первоначальный грандиозный проект строительства парка уже никто не заканчивал. Но даже то, что уже было создано получило общее признание, как шедевр садово-паркового искусства.
|
||||||
Обновлено 13.03.2010 18:57 |