Home Подорожі на авто Южная Украина Хорлы или полуостров сокровищ
28.03.2024
Хорлы или полуостров сокровищ Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 15
ХудшийЛучший 
Автор: Irina   
08.02.2011 10:30
Индекс материала
Хорлы или полуостров сокровищ
Источник-фонтан
Хорлы
Лечебные грязи
Старый порт Хорлы
Все страницы
Итак, приближался седьмой день нашего комфортного отдыха в Скадовске. Хмурое небо этим июльским утром вызвало стойкое нежелание посещать пляж. У меня-то оно зрело давно, но погода не подводила, поэтому не хотелось лишать маленькое чудо удовольствия поплескаться в море. Но уж тут решиться прервать «тюлений отдых» помогла сама природа – со всех сторон небо обложили темные грозовые тучи, а возращение из столовой после завтрака ознаменовалось началом дождя. Так что мы, быстренько собравшись, покидаем Скадовск и уютное насиженное место, чтобы отправится на поиски тайников игры геокэшинг. Из всех мест, где в Херсонской области спрятаны «сокровища», мне больше всего понравился полуостров со странным названием Хорлы. Во-первых, относительно недалеко, во-вторых, количество тайников на острове и при подъезде равнялась аж 4, так что путь будет проделан не зря, а в-третьих, очень понравилась история полуострова. Но об истории чуть позже. 

Карта проезда из Скадовска в ХорлыДобраться до места можно было двумя способами: выехать на трассу и большую часть пути проделать по ней или ехать небольшими поселками чуть в стороне от побережья. Первый вариант был вернее, но и затратнее, как по времени, так и по количеству бензина, второй же - был довольно «шатким» из-за незнания дорог Херсонской области и вероятности заехать в такую глушь, что придется уже оттуда всё-таки выбираться на трассу, а то и возвращаться назад. Последнее свело бы к нулю экономию времени и бензина, которая и была преимуществом второго варианта. Как вы, наверное, догадались, выбрали мы именно этот путь, через небольшие населенные пункты, надеясь, что навигатор выведет нас, куда следует. 

И вот мы уже в пути. Сегодня мы первый раз поедем на восток от Скадовска, поэтому внимательно всё рассматриваю, но в такой пустынной местности пейзажи очень похожи, так что есть время вспомнить историю полуострова Хорлы…
…некогда это был необитаемый остров близ побережья, который косой мелководья соединялся с сушей и назывался он Снежный. Так назвали его тюркские племена, проплывая мимо берегов, покрытых белым ковылем. В XIX века почти все южные земли принадлежали известной фамилии Фальц-Фейнов. И этот остров заприметила в 1897 году баронесса Софья Михайловна Фальц-Фейн. Она увидела его удобное расположение, и то, что море у берегов благодаря горячему источнику не замерзало круглый год. Наведя идеальный порядок в своих владениях, Софья Михайловна задалась целью сделать Хорлы важным торговым портом, который из-за своих природных особенностей составил бы конкуренцию другим портам Херсонской губернии. Удивительно, но эта хрупкая и красивая женщина не только достигла цели, но и сделала это в рекордно короткие сроки. При этом Софья Михайловна проявила в этом деле не просто упорство, но такие несвойственные женщинам качества, как изобретательность и деловая хватка.
Цитата с сайта игры геокэшинг:

«Первыми поселенцами Хорлов были батраки, которых София Михайловна нанимала в Каховке на строительство порта. Платила работникам она хорошо, кроме того лично следила за условиями, в которых жили батраки и чем они питались. Она сама пробовала пищу, приготовленную для рабочих. Слава о щедрой и справедливой хозяйке облетела весь юг Украины. Батраки стремились на заработки в Хорлы. София Богдановна приветствовала создание семей в поселении, которые росли с каждым днем, и к концу 90-х в Хорлах уже было 2000 семей. Для будущего порта была необходима быстрая связь с материком, и 22 сентября 1898 года в Хорлах открылась телеграфная линия, связывающая порт с Перекопом, Асканией-Нова, Преображенкой и другими хозяйствами баронессы. С 27 сентября 1903 года уже действовала морская пристань с официальным названием «порт Хорлы». Основным грузом, который экспортировался, был хлеб, он имел широкий потребительский спрос за границей, поэтому обороты торговых операций росли с немыслимой скоростью. Уже в 1907 году с порта Хорлы на 29 суднах было вывезено в Англию, Грецию, Германию, Италию и Голландию 2,2 млн. пудов груза. Порт Хорлы очень быстро превратился в цветущий городок, где как в ботаническом саду было огромное количество диковинных растений, небольшие пруды были разбросаны между одноэтажными, аккуратными домиками портовиков. Здесь работали ремесленники, процветало и сельское хозяйство, работала метеостанция, мельница, устричный завод. Софья Богдановна гордилась своим детищем, каждую минуту мысли ее стремились к созданию государства в государстве. Она с восхищением сообщала по только что созданной телефонной связи своим родным в Преображенке и Аскании Нова о том, что в Хорлах с каждым годом население увеличивается в три раза, никакой полиции, никаких скандалов, открывает свою типографию для выпуска своей газеты. Для местной торговли баронесса открыла монетный двор. В выходные дни местные жители наслаждались выступлениями хора и оркестра, а вечером загорались огни кинотеатра „Иллюзион". Баронесса Фальц-Фейн открывает бесплатные гимназические трехгодичные классы для детей. В одном классе проходило обучение 34 мальчиков и 22 девочек. Детей стремящихся к знаниям и особенно талантливых она отправляла учиться дальше, оплачивая их обучение. Отношение Софьи Богдановны к жителям городка было очень трепетным, известно, что на бракосочетание каждой невесте баронесса сама шила подвенечное платье, она радовалась каждой вновь родившейся семье»

Но Софья Михайловна не останавливалась на достигнутом. В будущем планировалось построить ещё и железную дорогу, но революция и приход советской власти разрушили эти планы. Хозяйка трагически погибла, а её «детище» - порт Хорлы – стал центром искателей чужих богатств. Но напрасно искали в процветающем поселении сокровища баронессы Фальц-Фейн. Хорлы потому и процветали, что все заработанные средства шли на дальнейшее развитие, строительство, благоустройство и прочие проекты Софьи Михайловны. Найти-то, не нашли, но вот сооружения, сады, парки, здания порта были подпорчены основательно. В результате далекий южный город-порт стал никому не нужным, постепенно разрушался, так что сейчас вы не увидите былого величия Хорлов. О нем напоминают лишь редкие памятники архитектуры…

… въезжаем в село Приморское, навигатор ведет нас центральными улочками этого небольшого южного населенного пункта. Странно, но стиль домов и придомовой территории мало чем отличается от сельской местности нашего края, да и люди, похоже, те же – провожают незнакомое авто любопытными взглядами. Проехали местный клуб, и через осыпавшийся каменно-бетонный «портал» выезжаем на перекресток. Навигатор настойчиво нас приглашает направо, но основная дорога уходит куда-то влево, а вот справа раскинулось поле и широкая грунтовая дорога из какого-то непонятного желто-оранжевого шлака. Ситуация усугубляется тем, что в то время по всей Херсонской области прошли обильные дожди, и эта «дорога», которую нам предлагает навигатор, вся усеяна мелкими, но неприятными лужами. А ведь дальше может быть и хуже… Знаем мы эти сельские дороги! Возвращаемся в село, чтобы уточнить дорогу у местных жителей, но перед этим пытаемся свернуть направо в какую-то улочку, но и она заканчивается грунтовой дорогой, ещё более грязной и мокрой. Так что, обдав брызгами грязи ворота одного из домов, разворачиваемся и возвращаемся на центральную улицу, где и уточняем дорогу у местных жителей. Как всегда, последовал ответ типа: правильно, туда нужно ехать, там хорошая дорога, чуть дальше пойдет асфальт. Сразу вспоминаем грунтовку, которую мы штурмовали во время поездки в Спасов скит.
Грунтовка Скадовск-ХорлыТогда нам местные сказали о пути: никуда не сворачивайте, вам всё время по главной. Теперь фраза – вам по главной – одна из наших любимых на проселочных грунтовых дорогах. Машинка возвращается к этой желто-оранжевой ленте и с опаской начинает движение, огибая многочисленные ямы. Несмотря на то, что дорога довольно широкая, места для нормальной езды очень мало. Ехать по лужам боязно, а ну как там глубина большая. Да, и машинку замарать неохота. Вот и виляем мы из одной стороны в другую, продвигаясь к цели на небольшой скорости. 

По дороге попалась парочка легковых авто, а чуть дальше и грузовая. Но вот обещанного асфальта всё не было. Были ответвления на какие-то населенные пункты, и они были асфальтированные! Мы же продолжали ехать по рыжему месиву. Едем относительно долго, и в голове всё настойчивее крутится вопрос: а будет ли асфальт… Еще несколько встречных грузовых авто хоть и мешают слаломного проезду, но зато вселяют надежду, что нормальная дорога всё-таки будет. И действительно, вот и она, но уже на подъезде к большому поселку Каланчак. В нем нам тоже приходится покататься, так как поворот направо, который нам предлагает навигатор – это настоящее болото грязи. Причем таких «дорог» на этой окраине Каланчака полно. В итоге, выбирая улицы получше и посуше, поворачивая то в одну, то в другую сторону, мы выезжаем на нужную дорогу, которую нам предлагал навигатор, но кварталом дальше.
Обновлено 11.11.2012 19:37
 

Вы не можете комментировать этот материал без регистрации