Home Пам'ятки ЮБК - южный берег Крыма Воронцовский дворец в Алупке.
29.03.2024
Воронцовский дворец в Алупке. Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 7
ХудшийЛучший 
Автор: Irina   
11.03.2010 22:54

Украинский полуостров Крым очень богат на природные достопримечательности – это и острые вершины гор, и темные загадочные пещеры, и водопады, и даже вулканы, пусть и грязевые. С давних времен люди восхищались этими природными красоты и многие, не устояв перед их благотворным влиянием, строили себе тут дома, дворцы и замки. Так постепенно Крым наполнился и рукотворными достопримечательностями, такими, например, как Воронцовский дворец, о котором и пойдет речь на этой странице сайта «Наши путешествия».

Расположение Воронцовского дворца.

Находится Воронцовский дворец в городе Алупка, на южном берегу Крыма, у подножья горы Ай-Петри. Алупка расположилась в 17 км от Ялты. Из Ялты можно доехать автобусом, маршрутными такси № 27 или на теплоходе из Ялтинской набережной, затем, следуя указателям, прямо до вывески Дворец-музей. Самостоятельно нужно ехать по трассе Севастополь - Ялта Н-19

У Воронцовского замка есть и адрес: Алупка, Дворцовое шоссе, 10.

История Воронцовского дворца.

Уже достаточно изучив красоту Крымского полуострова, М.С. Воронцов, видный государственный деятель России, генерал-губернатор Новороссийского края, постепенно скупал великолепные участки земли на теплом юге, возле Черного моря. И вот в конце 1824 году в городе Алупке началось создание и обустройство парка на одном из участков Воронцова. Этим вплоть до 1851 года занимался талантливый немецкий садовод-ботаник Карл Антонович Кебах. А уже в 1825 году одесский архитектор Франческо Боффо и английский архитектор Томас Харрисон начали свою работу по созданию проекта строительства Алупкинского дворца. В 1829 году начались первые строительные работы по этому проекту, был заложен фундамент, который частично был представлен диабазовой скалой, и первая кладка глубокой портальной ниши центрального корпуса. Но неожиданно в июне 1831 года, Воронцов, находясь в Англии, прервал строительство дворца. Похоже, что увиденная там новая мода и европейские веяния изменили его вкусы и желания относительно архитектуры своей летней резиденции. С этого момента проект передают английскому архитектору Эдуарду Блору, который, как нельзя лучше, чувствовал увлечение памятниками старины, свойственное эпохе английского романтизма первой половины XIX века. Всего лишь за год Блор смог предоставить проект, учитывающий желание Воронцова дополнить свою коллекцию различных стилей, ещё и готическими формами. В 1832 году началось строительство уже по новому проекту. Удивительно, но, ни разу не побывав в Алупке, английский архитектор смог учесть все нюансы – уже заложенный фундамент, рельеф местности, направленность гор и другое, что придало впоследствии Воронцовскому дворцу удивительную гармоничность с окружающим природным ландшафтом.

Строился Воронцовский дворец под наблюдением архитектора Вильяма Гунта в несколько этапов. Первым с 1830 по 1834 был построен столовый корпус Воронцовского дворца. Параллельно возводился центральный корпус, но его строительство закончилось позднее в 1837 году, а 1841-1842 годах к столовой была пристроена бильярдная. Параллельно с 1838 по 1844 года возвели гостевой корпус, все башни дворца, восточный флигель, пятиугольник хозяйственных корпусов. В это время оформлялся парадный двор Воронцовского замка. Самым последним был построен библиотечный корпус – с 1842 по 1846 год. Во время сооружения террас парка перед южным фасадом здания были проведены самые объемные земляные работы, к которым из-за твердости основания был привлечен саперный батальон. В самом же строительстве принимали участие в основном оброчные крепостные, свезенные из Владимирской и Московской губернии. Основным строительным материалом для зданий был диабаз – это порода магматического происхождения, зеленовато-серой окраски, почти в два раза тверже гранита. В связи с этим для каменных работ отбирались потомственные камнерезы и камнетёсы. При этом их мастерство должно быть очень высоким, потому что диабаз капризный в обработке и не терпит ошибок. Среди крепостных было много талантливых мастеров – подрядчик Гавриил Полуэктов, лепщик Роман Фуртунов, столяры Яким Лапшин, Максим Тисленко, Наум Мухин и другие. Вообще удалось установить имена более чем 300 крепостных, работавших на строительство Воронцовского дворца. И вот летом 1848 года завершилось масштабное строительство дворца в Алупке. Именно в этом году были установлены скульптуры львов, охраняющих главный вход.

Расположение Воронцовского дворца в живописной и мирной местности Крыма, а не на пересечении каких-то важных торговых путей или на границе враждующих государств, как это было, например, с Олеским замком, обусловило спокойное и размеренное течение жизни дворца. До октябрьской революции Алупкинский дворец принадлежал трем поколениям Воронцовых, и лишь после прихода советской власти дворец был национализирован. А уже в 1921 году он был открыт, как музей. Пострадал Воронцовский дворец только во время Великой отечественной войны, и то стараниями старшего научного сотрудника С.Г. Щеколдина музей дважды был спасен от разрушения, а вот многие художественные ценности были вывезены оккупантами, из которых 537 произведений живописи и графики. Лишь небольшую часть картин удалось разыскать после войны и вернуть в музей. В 1956 году в Воронцовском дворце снова функционирует музей.

Сейчас Воронцовский дворец – это удивительный музейный комплекс, состоящий из великолепного парка и величественных зданий. Не зря его территорию и сам дворец облюбовали телевизионщики. Тут снимались такие фильмы, как «Небесные ласточки», «Безумный день, или женитьба Фигаро», «Сафо» и другие.

Описание Воронцовского дворца.

Воронцовский дворец строился в прекрасную эпоху романтизма, когда на первый план выходили красота, утонченность, изящество, гармоничность, доброта и благородство. Именно тогда увлечение, как рыцарскими подвигами, так и мудрыми восточными сказаниями, создавало особую атмосферу для рождения яркого разнообразия стилевых решений и причудливых сочетаний архитектурных форм. Всё это, и увлечение памятниками старины, их изучением и восстановлением в полной мере представлено в архитектуре Воронцовского замка. Самое интересное решение Блора – это расположение корпусов с запада на восток по линии прохождения горной гряды. Это дало такое гармоничное сочетание рукотворных строений с природным ландшафтом, что возникает ощущение того, что горы и Воронцовский дворец появились одновременно и каждый ради дополнения другого. Кроме этой уникальной художественной особенности, посетителей ждет ещё один сюрприз – это разнообразие архитектурных форм и путешествие с их помощью, как во времени (от корпуса к корпусу можно проследить за развитием средневековой архитектуры), так и в пространстве (западный стиль северного фасада здания на юге уступаем место восточным мотивам).

Главный подъезд расположен с западной стороны и представляет собой средневековый мрачно-величественный портал, переходящий в узкую мощеную дорогу. Сразу же взору открывается типичный феодальный замок-крепость VIII-XI веков. Глухие высокие стены, монументальные сторожевые башни, зубчатые стены грубой кладки, окна бойницы делают пространство замкнутым и неприступным. Постепенно характер построек меняется, стили и признаки последующих архитектурных эпох накладываются один на другой. И вот резко пропадает ощущение замкнутости, и открывается великолепный вид на парадный дворик, который венчают слегка размытые очертания вершины Ай-Петри. Сам же горный пейзаж напоминает картину, с двух сторон ограниченную импровизированной рамой в виде часовни восточного флигеля, с третье, нижней, - упирающуюся в опорную стену с фонтаном посередине. Северный фасад Воронцовского дворца, который смотрит на всё это великолепие, больше всего напоминает стиль Тюдор, типичный для Англии XVI века. Он характеризуется в этой части главного корпуса высокими окнами, выступающей центральной частью с парадными входами, выступающими эркерами и боковыми ризалитами с башнями под луковичными куполами. Выразительности добавляют многогранные полуколонны, изящной формы пинакли, зубцы и увенчанные каменными цветами дымовые трубы. Если с временным переходом всё более-менее понятно, то, как же в архитектуре Воронцовского дворца сочетаются такие разные стили, как западный и восточный. Всё благодаря удачно найденным сходствам между этими двумя стилями, основная часть которых выражена в резных каменных украшениях дворца. Наиболее выразительное и характерное сходство прослеживается между дымовыми трубами в готическом стиле и минаретами мечетей. Огибая главный корпус, попадем в полосу солнца, света и пространства – открывается отличный вид на безбрежное море и утопающие в зелени южные террасы парка. Ощущение праздника усиливает восточный стиль Воронцовского дворца, нарядный и роскошный. Когда проходит первое потрясение от такого разительного контраста, выплывают отдельные детали, придающие южному фасаду восточную утонченность и изящество. Интересно-разнообразной формы арка главного входа повторяется и в каменной резной решетке, ограждающей крышу, и в чугунной балюстраде балконов. Великолепная резьба по гипсу в нише, где переплетаются рисунок тюдоровского цветка и мотив лотоса, завершается шестикратно повторенной по фризу арабской надписью: «И нет победителя, кроме Аллаха». Появление этой фразы на стенах Воронцовского дворца обусловлено литературными предпочтениями тех времен – арабскими сказками и такими произведениями, как, например, «Альгамбра» (дворец испанских халифов XIV века с аналогичной надписью) В. Ирвинга.

О впечатлениях от посещении Воронцовского дворца и читайте на форуме сайта «Наши путешествия» в теме «Воронцовский дворец или путешествия в прошлое»

Экскурсии и цены.

В Воронцовском дворце проходят интересные экскурсии, как по территории, так и внутрь замка. Время работы дворца-музея с 9:00 до 17:00, выходной день – понедельник, но с 1 апреля по 30 октября - без выходных. Посещение Воронцовского дворца с экскурсией стоит 40 гривен, а вот во флигель Шуваловых можно попасть за 20 грн. При этом фотосъемка обойдется в 10 грн.

 

Схема Воронцовского дворца-музея и парка

Обновлено 05.10.2012 19:32
 

Вы не можете комментировать этот материал без регистрации