Home Подорожі пішки Западная Украина Скалы Довбуша или тропами опришков
ХудшийЛучший
Автор: Irina
09.10.2009 22:13

Немного разведав обстановку по достопримечательностям Яремчи, решаем, что сегодня наш путь лежит к скалам Довбуша. Идти будем пешком от Ямной, где расположен наш санаторий, к Яремче. Именно там по ходу и должен быть вход-подъем на тропу Довбуша. Просто идти вдоль дороги в Карпатах тоже очень интересно и увлекательно. Вот мы подходим к участку дороги, откуда открывается вид на реку Прут. Её бурные воды несутся с огромной скоростью, огибая большие камни и валуны. Мы уже несколько раз здесь проходили, но каждый раз засматриваемся на это зрелище. Именно в этом месте горная река делает крутой поворот в относительно узком и глубоком русле. Отчего образуются пороги, бурлящие потоки и завихрения воды. Рассыпаясь на камнях миллионами капель, Прут блестит в лучах майского яркого солнца, шумит и издает непрерывный шум, граничащий в этом месте с гулом водопада. Кстати, водопад на реке Прут есть и совсем рядом, но к нему мы пойдем в другой раз. И вот уже гул реки всё тише – дорога отдаляется от русла. Зато мы приближаемся к железнодорожному полотну. Всё очень красиво – небольшой домик, побеленные бордюры, чистота, отсутствие бурьяна и прочего. Кстати, а вон и железнодорожник, который что-то красит или белит возле путей вверенного ему участка. Наверное, стоит поинтересоваться, как же нам попасть на эти скалы Довбуша. Ответ нас немного удивил – вход чуть дальше, но это за деньги, а вот, если вы вернетесь назад, то возле старого здания, найдете тропинку, с которой можно свободно попасть на тропу Довбуша. Причем всё это понятно, дружелюбно и с искренним желанием помочь. Естественно, на западно-украинском языке всю эту информацию не так легко усвоить, но мы справились, и решили вернуться назад, чтобы найти эту бесплатную тропу. Перейдя трассу, которая практически всегда свободна, упираемся в стандартный парапет, который защищает дорогу от осыпаний камней. Перебравшись через него еле находим какое-то здание, пробираемся среди каких-то кустов, и выходим на широкую утоптанную дорожку, по всей видимости это и есть тропа Довбуша. Хотя то, где мы только что шли, совсем не похоже было на тропинку. Но, возможно, у местных жителей немного другое представление о тропах – если можно пролезть, значит, тропа. Чуть сзади виднеется что-то типа пропускного пункта, поэтому мы быстренько скрываемся за поворотом. Сама тропа напомнила Крым с его тропой Боткина, а именно ту её часть, где она более-менее пологая и окружена густым высоким лесом. Немного пройдя по тропе вверх, видим указатель на скалы Довбуша. Значит, верной дорогой идём товарищи /с/. Небольшое расширение тропы приводит на поляну с тремя камнями с высеченными рисунками. После небольшой фотосессии продолжаем наш путь вверх.

Скалы ДовбушаСначала тропа идет по краю горы, отделенная от обрыва тонким рядом деревьев. Но вскоре она вплотную приблизилась к обрыву, и её опасная сторона украсилась бело-красной ограждающей ленточкой. Но одно место было свободно, поэтому я заглянула вниз и сфотографировалась на фоне обрыва и красивого вида на недавно покинутую Ямную. Отсюда отчетливо слышны шумы трассы и поселка, как будто мы где-то совсем рядом. Тропа делает поворот влево, и мы углубляемся в лиственный лес. Тропинка хорошо утоптанна, а там, где выступают корни, даже отшлифована туристами. Вокруг ещё сохранилось много прошлогодней желтой листвы. Причем своего приятного желтого цвета она почти не потеряла. Идти хорошо и весело, но где же всё таки скалы-камни и прочие атрибуты горной местности… С дороги мы точно видели безлесный участок. А это редкость для этой части Карпат. В основном горы тут укрыты лесом и растительностью, а открытые породы можно увидеть разве что в руслах рек и ручьев. Изредка попадаются камни и в лесу, но они зачастую покрыты мхом. А тут целый открытый участок скал. Вдруг подумалось, что надо было, как всегда лезть прямо к ним, а не заходить издалека по этой тропинке. Но вот тропа уходит вглубь и к вершине, постепенно отрезая нас от звуков внешнего мира. Открывается вид на первые голые камни – слева от тропы виднеется нагромождение глыб. Так как долгожданные камни найдены, то сходим с тропы, чтобы рассмотреть поближе породу и формы глыб. Наш приход к камням сопровождается каким-то шорохом, не относящимся к нашим шагам. Ой, а тут какая-то кучка змей! Не разбираясь, ядовитые они или нет, быстро сбегаю на тропинку. Да, уж… Теперь кроме камней буду высматривать змей под ногами… Ожидаемого дальнейшего углубления в лес, к вершине, почему-то не произошло. Тропа снова выводит нас к краю горы, который на этот раз выложен камнями и глыбами. Так что вид на всё ту же Ямную открывается не сквозь деревья, а между камней.

Скалы ДовбушаСимпатичная молодая березка расположилась между камней, своим живым и нежным видом оттеняя грубость и мрачность каменных глыб. А одно дерево расположилось на самом обрыве, при это все его корни, выставленные наружу, извиваются и цепляются за малейший участочек с почвой.

Тропа уходит вглубь, и я, наконец, вижу то, что уже без всякой натяжки можно назвать скалой.

Скалы ДовбушаСкалы ДовбушаСтройность сосен и их высота в этих местах поражают. Кажется, что они спорят с камнями о том, кто выше и живее. За скалой открывается вид на беспорядочное нагромождение различных камней. Тропа раздваивается – одна часть идет вверх, а вторая вниз. Мы идем туда, где большее скопление глыб. От увиденного просто дух захватывает. Плоские камни лежат, как попало друг на друге, иногда площадь их соприкосновения настолько маленькая, что создается ощущение о ненадежности всей этой конструкции. Даже подходит страшно, хотя умом понимаешь, что так камни лежат уже много лет, да и мой вес вряд ли сдвинет такую глыбищу с места. Радует этот скалистый оазис и своей стойкой и упрямой растительностью. Прямо на камне, в небольшом углублении растет маленькая сосенка. Да, не просто растет, а висит вверх корнями, а кроной вниз! Вот это я понимаю жажда жизни!

Сосна в камнеДорожка ведет к интересному нагромождению плоских камней, уложенных в виде покатой крыши. И снова начинает преследовать это ощущение ненадежности и хрупкости конструкции. С некоторой опаской пробираюсь к этим каменным навесам. А вот любимый уже давно исследовал это нагромождение, и зовет пройти под ними.

Скалы ДовбушаПодхожу ближе – узкая темная расщелина уводит вглубь, под каменные толстые глыбы, в конце виднеться полоса света… Почему-то вспомнилось то скопление змей… Но я всё-таки пошла. Воздух тут холодный и влажный, сразу же замкнутое пространство начинает давить, но небольшая длина этого тоннеля не дает всему этому испортить впечатление. Видя, как я с опаской прогулялась под камнями, любимый шутит: «может ещё раз пройдемся», но мне что-то второй раз там идти не хочется. Любоваться всякими причудливыми строения из каменных глыб тут можно очень долго, что мы и делали. Три больших валуна образовали окно, сквозь которое видны деревья.

Скалы ДовбушаСкалы Довбуша

Мне кажется, что вот специально так глыбы и не положишь, как их разбросала и настроила сама природа. Прошли чуть дальше, а там огромные глыбы уже просто лежат. Решила, что всё нагромождения закончились, полезла на одну фотографироваться, и увидела, что между этими глыбами очень глубокие и узкие расщелины. Их дна не видно совсем… Не хотела бы я уронить туда что-то очень важное - никогда не достанешь. И снова радуют деревья – две маленькие сосенки примостились на камне, в небольшой расщелине, засыпанной листвой. Занятная парочка. Вот, где с милым и рай в шалаше.

В общем, так как я страстный любитель камней, а тем более вот такой новой породы, не виденной в Крыму, то задержались мы тут надолго с фотоаппаратом. Потом родные прикалывались, что одни камни на фотографиях…

Скалы ДовбушаПродолжаем свой путь, найдя тропу уходящую вверх. Постепенно она стала уходить вправо, всё дальше от Ямной. Наверное, она огибает гору с той стороны, а возможно и уходит куда-то в северном направлении. Поэтому мы разворачиваемся и идем в обратном направлении. Тропа проходит над тем участком, который мы посетили до этого. Только открытых камней там очень мало. Постепенно и они пропадают, и мы идем просто по лесу. Вот уже слышен шум трассы. Вероятно, мы проходим тот участок, где дорога вплотную проходит возле горы, только всё это выше по склону. Какое-то время шум ещё был довольно отчетливым, но вскоре тропа стала уходить вглубь и вверх. Начинаем замечать, что стало заметно светлее. И дело тут не только в том, что это солнечная сторона. Просто мы попали в удивительный по своей светлости, легкости и изяществу березовый лес. Белые стволы с редкими черными полосами делают нижнюю часть леса светлой и чистой, а редкие маленькие листочки кроны пропускают много света и тепла.

Тропа Довбуша, березовый лесЗдесь среди стройных и утонченных берез, мы, наконец, почувствовали, что сейчас середина мая, а не начало апреля, как это обычно казалось нам высоко в горах Карпат. Тропа проходит ближе к краю, и мы замечаем что-то наподобие окопа в скале, окруженного небольшой каменной стеной. Отсюда открывается вид с хорошей обзорностью на Яремчу - видны все здания, трасса, железнодорожный вокзал и рельсы на несколько сотен метров в обе стороны. Отличный наблюдательный пункт! И хоть стоя тут не спрячешься, уж очень низкий бортик, а вот сидя, можно спокойно наблюдать за всеми происходящим внизу событиями и передвижениями. Интересно представить, как когда-то давно тут находился наблюдательный пункт, и какой-нибудь партизан сидел тут, под прикрытием камней и густой листвы, не смея лишний раз пошевелиться, потому что слышимость тут, в Карпатах, очень хорошая. Оставив свои размышления и представления, отправляемся дальше по тропе, которая идет вглубь и вверх.

Вдруг становиться очень темно, мрачно и тихо. Пропало пение птиц, шум города, даже наши шаги какие-то приглушенные. Низкие кустарники, желтая листва и трава, которые окружали нас во время путешествия по этой тропе, уступили место стволам сосен, хвое и сухим шишкам. Тень от деревьев здесь такая густая, что больше ничего и не растет. Стало холодно и сыро, запахло грибами и мокрой хвоей. Идти тут не очень приятно, но интересно. Как будто мы попали в какой-то сказочный мрачный лес. Когда уклон тропы стал незаметен, мы поняли, что находимся где-то на вершине горы. Тут же натыкаемся на какое-то селение из окопов, траншей и ям, окруженных каменными стенами. Бревна поваленных деревьев придавали поселению законченный вид. Где-то в центре мы нашли небольшую лужицу, но с очень чистой водой. Предположили, что тут находится источник, но как он забрался так высоко на вершину горы, я не совсем понимаю. Отдохнув на поваленных деревьях, продолжаем путь. Темная мрачная сосновая полоса заканчивается, постепенно дополняясь лиственными деревьями и кустами. Вскоре мы обогнули вершину, и тропа стала уходить вправо, дальше от Яремчи и цивилизации. Чувствуя уже усталость и помня об ужине, решаем спуститься к Яремче, как всегда просто так, без тропы.

Большая влажность, скользкие листья и хвоя, внесли свои коррективы - спускаться пришлось от ствола до ствола. Пока мы не набрели на прогалину, которая хоть и была влажная, но не была такой скользкой. Во время спуска в лесу набрели на несколько куч сухих веток, сложенных красивыми «стогами». Может поэтому по дороге мы редко встречали сухие ветки, которых по идее должно быть в изобилии в не убираемом природном лесу. Спуск был довольно долгим, и когда полоса леса отступила, мы неожиданно уперлись прямо в чей-то огород, окруженный скудным забором из веток. Чуть дальше виднелись первые хаты окраины Яремчи. На некоторых участках работали люди.

Подвесной мост через реку ПрутНаше появление прямо из леса вызывало удивленные взгляды. Узнав дорогу к трассе, идем узкими улочками. Замечу, что большие и глухие заборы тут редкость. И хоть дома тут более добротные и солидные, чем на окраине Ямной, но всё равно чувствуется в них местный колорит, какая-то открытость и непосредственность.

А вот и подвесной мост через реку Прут - очень длинный, деревянный и качающийся даже от ветра.

Расположен он очень высоко над водой, потому что в этом месте Прут протекает среди высоких обрывистых берегов. Удивительные ощущения, когда проходишь по шатающемуся деревянному настилу, над бурным и пенящимся потоком горной реки! Этот мост я до сих пор вспоминаю с восторгом, впрочем, как и всю нашу поездку в этот уникальный край!

Карта Карпат. Галичина.

Карта Яремчи

Обновлено 19.11.2019 15:19

Вы не можете комментировать этот материал без регистрации