Home
19.04.2024
Спасов Скит или чудо 1888 года Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 
Автор: Irina   
29.04.2009 18:04

Спасов СкитИстория этого места берет своё начало в далеком 1888 году. Тогда, 17 октября царская семья во главе с Александром III возвращалась из Крыма по курско-харьковско-азовской железной дороге. Тяжелый состав из 15 вагонов, в котором путешествовала царская семья со свитой, потерпел крушение. Причиной трагического происшествия стало нарушение правил скоростного режима железнодорожного состава.

 

 

Газеты того времени так описывают это событие: 
«Императорский поезд, вышедший со станции Тарановка, в полдень потерпел крушение на расстоянии 49 верст от Харькова. Поезд несся со скоростью 58 верст в час по насыпи, пролегающей через глубокую балку. Их величества с августейшим семейством и лица свиты в момент крушения находились в вагоне-столовой. Вагон этот превратился в лишенную всякого вида массу: его приплюснуло, отбросило далеко в сторону тележку, а сорвавшаяся крыша прикрыла остатки бывшего вагона. Люди, инструменты, багаж, посуда, тела убитых все смешалось в одну ужасную кучу. Стоны раненых и умиравших, придавленных обломками, оглашали воздух, делали картину еще ужаснее. А государь, государыня и особы августейшего семейства остались невредимы. Их императорские величества отказались войти в один из уцелевших вагонов, и отдались заботе о раненых» 
Часовня Нерукотворного Спаса

И действительно, несмотря на сильные разрушения состава (уцелело лишь 5 вагонов) и большое количество жертв и раненых (всего при крушении поезда погиб 21 человек и 37 были ранены), царскому семейству удалось спастись и отделаться легкими травмами. Из членов царской семьи больше всех пострадала старшая дочь Ксения, которая на всю жизнь осталась горбатой. И это не смотря на то, что вагон, в котором путешествовало царственное семейство, упал с насыпи в яр, был полностью искорежен и представлял собой сплюснутый каркас, накрытый крышей. Некоторые источники упоминают об огромном вкладе в спасение семьи и самого императора Александра III, который поддерживал крышу вагона, пока всё семейство не выбралось. Но это не столь важно, учитывая, что в других менее поврежденных вагонах было много жертв и раненных. Поэтому именно спасение царской семьи всеми было воспринято как чудо, которое послал бог. 

Чтобы отметить такое чудесное спасение и в память об ужасных событиях на месте крушения поезда были воздвигнуты Храм Христа Спасителя и часовня Нерукотворного Спаса. Закладка храма в Спасовом Ските состоялась 20 мая 1891 г. и была обозначена как «в память о чудесном избавлении Их Величества от опасности катастрофы 17 октября 1888 г.». Проектом святынь занимался академик архитектуры Роберт Марфельд. Самим строительством занималась община Святогрской обители. Часовню Нерукотворного Спаса воздвигли именно на том месте, куда упал вагон, из-под обломков которого вышли невредимыми члены царской семьи. Состояла она из двух ярусов — наверху четырехгранная башня с золотой главой и крестом, внизу уходящее вглубь железнодорожной насыпи помещение для совершения обрядов. Храм же стоял в нескольких метрах от железнодорожного полотна. Территория вокруг была облагорожена – красивый сквер и пруд с лебедями. Сейчас же на месте храма лежит плита, под которой погребены те, кто погиб во время крушения поезда 17 октября 1888 года. Храм Христа Спасителя был взорван во время второй мировой войны. Часовня Нерукотворного Спаса, хоть и уцелела, но была сильно повреждена – осталась без купольной части. Вплоть до 2003 года Спасов Скит находился в таком вот плачевном состоянии.


Спасов СкитПомню времена, когда я, часто проезжая мимо станции Первомайский (так она называлась раньше – сейчас ей возвращено историческое имя - Спасов Скит), обращала внимание на какие-то полуруины, вплотную примыкающие к железной дороге. До этого никогда не встречала таких сооружений, которые не несли бы железнодорожного назначения и были расположены так близко к полотну. И не просто близко, а это квадратное строение, казалось, выросло из самой насыпи. Несмотря на большие разрушения, и тогда угадывалась необычная архитектура с множеством углов и изломов. И хотя состояние оставляло желать лучшего, но взгляд всё равно каждый раз задерживался на этом удивительном разрушенном строении. И лишь в 2003 году часовня Нерукотворного Спаса, а этим строением возле железнодорожного полотна была именно она, приобрела свой теперешний вид.

 

Вот как всё это происходило. Рассказывает начальник Южной железной дороги Виктор Осипчук:


Платформа Спасов Скит«Ко мне на прием пришли две жительницы Первомайского, попросили помочь как-то укрепить часовню, чтобы она совсем не разрушилась. Начали поднимать архивы, дабы выяснить, кому же она принадлежит, и убедились, что она находится на балансе железной дороги. Магистраль тянется много сотен километров, вдоль нее много церквей, мы помогали строить или восстанавливать некоторые из них. Но ни одна из них не находится непосредственно в такой близости. Можно сказать, сам Бог велел, чтобы мы ее реставрировали. К тому же наша работа — это знак признательности людям, которые создали своими руками это чудо человеческой мысли, зодчества и мастерства. Это наше прошлое, наша история. Общеизвестно, что без прошлого нет будущего. Во имя этого будущего, для воспитания высокой духовности и нравственности мы и восстановили часовню Нерукотворного Спаса. Мы также восстановили платформу, тоже являющуюся частью этого исторического места.

Часовня Нерукотворного СпасаНадеемся, что эта часовня будет не только напоминать пассажирам о событии, происшедшем 115 лет назад, но и оберегать всех людей, приходящих сюда, проезжающих мимо этого святого места. Участие в реставрации принимали практически все службы Южной железной дороги: строители, связисты, энергетики. Хочется высказать слова благодарности принимавшим участие в реставрации. Это благотворительный фонд «Добро», строительные организации: СМП-166 и 655, общество с ограниченной ответственностью «Магик». Сейчас снаружи часовня выглядит примерно так же, как и сто с лишним лет назад, когда была построена. Одновременно были проведены работы по реконструкции остановочной платформы»
И вот сейчас, спустя много лет, Часовня Нерукотворного Спаса снова удивляет и завораживает, проезжающих мимо путешественников, напоминая о событиях далекого 1888 года и о том, что чудеса бывают. 

О поездке к этому удивительному месту читайте в разделе Путешествия на авто в рассказе "Спасов скит или разведка боем".

 

Карта Харьковской области  

Обновлено 13.03.2010 18:47
 

Вы не можете комментировать этот материал без регистрации