Спасов Скит или чудо 1888 года |
Автор: Irina | |
29.04.2009 18:04 | |
История этого места берет своё начало в далеком 1888 году. Тогда, 17 октября царская семья во главе с Александром III возвращалась из Крыма по курско-харьковско-азовской железной дороге. Тяжелый состав из 15 вагонов, в котором путешествовала царская семья со свитой, потерпел крушение. Причиной трагического происшествия стало нарушение правил скоростного режима железнодорожного состава.
Газеты того времени так описывают это событие: И действительно, несмотря на сильные разрушения состава (уцелело лишь 5 вагонов) и большое количество жертв и раненых (всего при крушении поезда погиб 21 человек и 37 были ранены), царскому семейству удалось спастись и отделаться легкими травмами. Из членов царской семьи больше всех пострадала старшая дочь Ксения, которая на всю жизнь осталась горбатой. И это не смотря на то, что вагон, в котором путешествовало царственное семейство, упал с насыпи в яр, был полностью искорежен и представлял собой сплюснутый каркас, накрытый крышей. Некоторые источники упоминают об огромном вкладе в спасение семьи и самого императора Александра III, который поддерживал крышу вагона, пока всё семейство не выбралось. Но это не столь важно, учитывая, что в других менее поврежденных вагонах было много жертв и раненных. Поэтому именно спасение царской семьи всеми было воспринято как чудо, которое послал бог. Чтобы отметить такое чудесное спасение и в память об ужасных событиях на месте крушения поезда были воздвигнуты Храм Христа Спасителя и часовня Нерукотворного Спаса. Закладка храма в Спасовом Ските состоялась 20 мая 1891 г. и была обозначена как «в память о чудесном избавлении Их Величества от опасности катастрофы 17 октября 1888 г.». Проектом святынь занимался академик архитектуры Роберт Марфельд. Самим строительством занималась община Святогрской обители. Часовню Нерукотворного Спаса воздвигли именно на том месте, куда упал вагон, из-под обломков которого вышли невредимыми члены царской семьи. Состояла она из двух ярусов — наверху четырехгранная башня с золотой главой и крестом, внизу уходящее вглубь железнодорожной насыпи помещение для совершения обрядов. Храм же стоял в нескольких метрах от железнодорожного полотна. Территория вокруг была облагорожена – красивый сквер и пруд с лебедями. Сейчас же на месте храма лежит плита, под которой погребены те, кто погиб во время крушения поезда 17 октября 1888 года. Храм Христа Спасителя был взорван во время второй мировой войны. Часовня Нерукотворного Спаса, хоть и уцелела, но была сильно повреждена – осталась без купольной части. Вплоть до 2003 года Спасов Скит находился в таком вот плачевном состоянии.
Вот как всё это происходило. Рассказывает начальник Южной железной дороги Виктор Осипчук:
Надеемся, что эта часовня будет не только напоминать пассажирам о событии, происшедшем 115 лет назад, но и оберегать всех людей, приходящих сюда, проезжающих мимо этого святого места. Участие в реставрации принимали практически все службы Южной железной дороги: строители, связисты, энергетики. Хочется высказать слова благодарности принимавшим участие в реставрации. Это благотворительный фонд «Добро», строительные организации: СМП-166 и 655, общество с ограниченной ответственностью «Магик». Сейчас снаружи часовня выглядит примерно так же, как и сто с лишним лет назад, когда была построена. Одновременно были проведены работы по реконструкции остановочной платформы» О поездке к этому удивительному месту читайте в разделе Путешествия на авто в рассказе "Спасов скит или разведка боем".
|
|
Обновлено 13.03.2010 18:47 |