Home Подорожі на авто Восточная Украина Хортица. Спонтанная поездка.
19.03.2024
Хортица. Спонтанная поездка. Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 30
ХудшийЛучший 
Автор: Irina   
04.08.2008 18:58

Обсудить на форуме

Почитать о майской поездке на Хортицу

сентябрь 2007 г.

Хортица. Спонтанная поездка.

Что-то спонтанность поездок стала слишком частой в нашей практике. Не привыкла я так, обычно за пару месяцев обдумываю. Так как поездка в Крым накрылась медным тазом, а желание где-то побывать не просто осталось, а и удвоилось, то было решено выбрать места поближе, так сказать, сделать вылазки «на один день». Покопавшись в инете, нашли только два более-менее интересных места, чтоб поближе: остров Хортица, как центр украинского казачества, и Святогорск, как религиозную достопримечательность.

Поговорили и забыли на время. Идея всплыла уже через несколько дней, довольно неожиданно, утром и прочно засела в голове. Чтоб её оттуда вытурить, пришлось решиться на поездку. По соображениям спонтанности из двух ранее озвученных вариантов выбрали Хортицу. А вот и ошибалась я, когда думала, что быстрее, чем тогда на свадьбу, собираться, нельзя. Можно!! Успела только одеться, пару яблок взять в дорогу и минут 15 почитать отчет о путешествии на Хортицу. Ехать решили не через Днепропетровск, а через город (очень громко сказано) Синельниково.

Карта

Вот мы и в дороге… Хорошо-то как ехать. Пока насладилась этой мыслью свободы и неизведанности, уже и поворот на Синельниково. Дорога там довольно приличная, как для такого ранга. Вот только хотела бы я посмотреть в глаза проектировщику, это ж сколько надо было выпить, чтоб так дорогу-то запетлять. Пол часа езды, а уже столько раз поворачивали, что я, и так не отличающаяся идеальным ориентированием на местности, вконец запуталась, в какой стороне дом, а в какой Запорожье. Чуть позже открылся ещё один недостаток этого участка дороги, странные рытвины и вздутия асфальта. Какой-то загадочный разлом земной коры и почему-то только в районе дороги. Приходилось сбрасывать скорость, а так хорошо ехали под 120. Природа вокруг хоть и скучноватая - поля с посадкой деревьев возле трассы - но всё-таки красивая, приближение осени внесло свои коррективы в виде небольшого разброса красок: от сочно-зеленого до красного. Помня совет бывалых (въедете в Синельниково, там обязательно направо), пытаюсь высмотреть впереди этот Т-образный (о, какое слово вспомнила) перекресток, а то это петляние начинает нервировать… Замечу, что машин очень мало, пару раз мы обгоняли грузовики, навстречу так вообще никого, хотя нет, вон что-то странное едет. При ближайшем рассмотрение «странное» оказалось мотоциклом с коляской, причем что-то оно там баловалось со своей фарой. Я: - Чего это он? - Не знаю… - Наверное, гаишники впереди, - шучу я, осматривая поля вокруг - Ага, сейчас из посадки вылезут. Новый поворот выводит на прямую, куда-то упирающуюся. Так это ж и есть нужный перекресток. Оп-па, а вон и гаишники на нём стоят. Не врал мужик на мотоцикле, а мы даже не поблагодарили…

Мы почему-то гаишников не заинтересовали (аж, обидно стало, я и прическу сделала, и ремнем безопасности пристегнулась) и они дали нам спокойно повернуть направо. Хорошо, хоть не перепутали. Синельниково на вид оказалось не городом, а в лучшем случае большим пгт. Но длинным и размазанным вдоль всей дороги… Пошел мелкий противный дождик, типа мороси, и дворники вроде ни к чему, и не видно ничего. Да… Спешка внесла свои коррективы, зонт я не взяла, что для меня ну, очень, странно. Немного расстроилась: и как по берегу ходить…как ДнепроГЭС фоткать…как по скифскому стану бродить… Ладно, прорвемся. Приятно-расслабленное путешествие заканчивается, начинаться Симферопольская трасса … Первые проблемы начались уже с выездом на неё, сплошной поток машин. Если виднеться просвет на одной полосе, то, по-любому, вторая занята. Совместными усилиями (использован был глазомер в количестве двух пар) удается втиснуться в стройный ряд резво бегущего автотранспорта. И это трасса? Узкая какая-то, с плохой боковой разметкой… Зато поток и характер езды основной части водителей соответствует как минимум автобану. Тут, хочешь не хочешь, а минимум 110 надо ехать. Обгоны тут сплошное мучение, ситуация усложняется тем, что дорога очень холмистая, то крутой подъем вверх, то резкий спуск вниз. Хотя по красоте такая дорога очень выигрывает, на верхних точках такие виды открываются, даже простое поле с подсолнухом выглядит впечатляюще. А на спусках при такой скорости создается ощущение, что машинка летит. Начинаю понимать любителей скорости, американских горок и прочего экстрима с состоянием «свободного падения». Посадки и лес вдоль дороги (или это дорога в лесу?) особый разговор, опять же осень, море красок и разнообразие убранства… Что-то по времени уже Запорожье должно быть, остановились осмотреться и в атлас поглазеть. Ещё немного, ещё чуть-чуть… Решили не ехать по центру, а свернуть в Запорожье – индустриальный и там «заводами» добраться до острова. Для тех, кто не знает, о. Хортица расположен на р. Днепр в г. Запорожье. Как и Днепропетровск, город делиться на две части, правый\ левый берег. Вот и заводы…цеха…склады…проходные…жуткие заборы… Вокруг валом грузовых огромных машин с какой-то гадостью черно-бурого цвета в кузовах, промзона всё-таки, и дорога в связи с этим ну, очень жуткая, яма на яме. Не люблю я эту промышленность, никакой эстетики, даже здания управления завода и то лень покрасить. А воздух-то какой вонючий…О, я вижу, чем дышу! Согласно приблизительной карте города в атласе, тут одна большая улица и по ней практически всё время прямо. Что-то типа круга на дороге, хотя на вид треугольная клумба. Ох, я ещё с Харькова не пойму как тут ориентироваться. Нам направо надо, но то ли сейчас, то ли позже, непонятно… И где тут именно это «направо»? В эту сторону идут две дороги под разными углами… Свернули, куда получилось. Парк какой-то проехали, даже с памятниками. Так вот ты какое, Запорожье!

Эта приблизительная карта, всё из того же атласа автомобильных дорог, начинает жутко нервировать, сориентироваться практически невозможно, особенно совсем не зная города. Начинаю жалеть о столь стремительном решении ехать сюда, так хоть карту города нормальную купили бы. Непонятно как, но попадаем на ещё один круг (это у них там, что самая популярный способ «развести» улицы, сворачиваем не туда, куда хотелось, а куда получается легче и быстрее. Наконец, разобравшись в карте, понимаю, что едем не совсем в ту сторону, но хоть на набережную, которая однозначно приведет к мосту на остров. А время-то идет…А темнеет-то всё раньше…

На набережной не успеваю толком ничего рассмотреть, боясь опять пропустить нужное направление. Зря боялась, таких основательных мостов я ещё не видела, пропустить его сложно. К тому же большая часть транспорта, если не сказать все, едут именно туда. Двухуровневый мост, очень узкий, с такими монументально-громоздкими колоннами и частыми металлическими балками по бокам. Интересные ощущения: вроде, как и по открытому мосту едешь, а возникает ощущение замкнутого пространства, как в тоннеле. Естественно ограничение что-то типа 40 и все плетутся. Едем медленно, но частота балок на мосту не дает рассмотреть открывающиеся виды… Выезд с моста тоже интересный, потому что каким-то непонятным образом, следуя за потоком, въезжаем на остров… Ура, неужели! Развилка впереди сменяет радость на лихорадочное размышление, а нам-то куда… Я: - Я думаю, направо. Туда машин больше едет. - Ну, хорошо…

Остров

Сворачиваем, по сторонам трассы - лес и зазывающие рекламные плакаты различных баз отдыха, ресторанов и прочих «культурных» мест. Впереди снова виднеется мост (правда, попроще, обычный), который явно ведет с острова. Значит, нам не туда. Первый на сегодня разворот на 180 градусов состоялся. Теперь прямо, по сторонам всё так же: никаких признаков чего-то, куда бы хотелось попасть. Я даже толком не могу вспомнить, что ж тут интересного-то должно быть, и как это всё точно называется. Ехали-ехали, а вот и конец острова и снова такой же мост…Не поняла… Придется, наверное, ехать на тот берег и покупать нормальную карту. Свернули к ближайшим многоэтажным домам, что-то тут, кроме продуктовых ларьков (даже не магазинов), ничего нет… И я сомневаюсь, что дальше будут. Решаем вернуться на остров и «ориентироваться на местности», потому как время уходит… Заехать в этот район оказывается было очень легко (поворот направо с трассы - без проблем), а вот выехать… Мало того, что нужно найти просвет среди машин, так ещё с обоих сторон, закрывая обзор, подпирают более резвые и более, а точнее очень местные, поэтому и наглые водители. Выезжали долго, ориентируясь по интуиции и по «приборам», т.е. по поведению рядом стоящих машин. Снова мост (как в одном из эпопей о знаменитом американском семействе: дети, биг-бен, парламент… опять биг-бен и снова парламент, он уже меня так не радует, решаем сразу первый поворот направо - наш. Что-то первый поворот в качестве «нашего» мне совсем не понравился, а вот следующий самое оно. Тем более что там написано: «Скифский стан». Ну, хоть одно интересное место нашли…

На въезде сидят мужики в защитных фуфайках с цепью во всю дорогу и собирают мзду. За бумажку, разрешающую там кататься, заплатили 5 гривен. Мелочь, а неприятно. Их указания по поводу направления, принимаю с некоторым недоверием: там, будет яйцо такое большое, после него направо. Шутники… какое яйцо? Довольно долго ехали по прямой, а так как остров узкий, думала, сейчас к речке выедем. И будет: реве та стогне Дніпр широкий.

Пысанка Но нет, вон виднеется… точно яйцо. Сразу вспомнилась эмблема МТС, даже выкрашено в подходящих красно-белых цветах. Сей продукт куриного производства (хотя на самом деле человеческого) представлял собой бетонное выкрашенное в традиция пасхи яйцо на постаменте из куска гранита. Сзади в метрах 5 от этого странного ансамбля на низком бетонном заборчике большими буквами было написано во всю длину: казацкому роду нема переводу. Смысл подобной скульптуры я немного не поняла. К чему яйцо? Сразу вспомнилось извечная тема для споров: что было раньше, курица или яйцо? Хотя потом, снизу на каменном постаменте прочитали: українська писанка, Краса, Добробут, Родовід. Это не так много объясняло, но хоть что-то. Не забыв пофоткаться, поулыбались со странной задумки и сходства с логотипом мобильной компании.

 

 

Козак слеваКозак справа Далее наш путь лежал, как и было подсказано направо, а вообще цель наша была - Скифский стан. Жуткий запах навоза и прочих радостей животноводства проникал во все цели в машине, несмотря на то, что окна были закрыты. Подъезжаем к какому-то зданию за забором, откуда и исходит этот чудо-аромат. Рядом с обеих сторон от дороги стоят две скульптуры казаков, внимательно смотрящих на дорогу. Это что-то типа казацко-конного поселения. В подробности мы не вдавались, а тем более не заходили, нас, скорее всего, туда не пустили бы, да и «аромат» не прибавлял желания знакомиться с его обитателями…

Следует немного сказать о самой дороге, небольшая узкая асфальтовая дорога не без изъянов, окружена рядом деревьев, за которым уже убранные, но ещё не перепаханные поля. Порадовали частые надписи вдоль дороги, с различными пожеланиями, предостережениями и указаниями.

 

Какая-то могила Например, вначале было написано, что съезжать с асфальтовой дороги запрещено, через определенное расстояние появляется надпись, типа: а вы ещё помните, что здесь нельзя ездить по грунтовым дорогам? И так ещё несколько напоминаний, каждое следующее не похоже на предыдущие. Всё так интересно, с юмором, добротой и вниманием.

Проезжая, замечаем какой-то крест на холмике, останавливаемся, почитать. Оказалось какое-то перенесенное захоронение, аккуратно так сделанное, обрамленное камнем и плита гранитная с надписью, сверху старинного вида крест. Честно говоря, кто именно там захоронен, не запомнила.

 

Скифский стан Ехали довольно долго, пока, наконец, не увидели табличку с указателем, на скифский стан. Настоящий скиф, правда, копия :) Повернув направо, заметили, что въезд красиво оформлен камнями, дорога до самого места размещения засыпана мелким гравием, и в качестве бордюров красуются всё те же камни. Всё аккуратно, чисто и ненавязчиво. При входе организована небольшая стоянка, оформленная в том же стиле. Естественно, платная. Заплатив, две гривны, замечаем, что никаких машин и людей, кроме нас и сторожей нет. Кто ж ещё захочет в пасмурную погоду и будний день смотреть какие-то старинные курганы и камни. Это нас нисколько не расстроило, можно спокойно бродить и фотографироваться. Возле стоянки вижу неплохое место для отдыха: импровизацию столика и стульев в виде кусков бревен, расположенных соответствующим образом и имеющих соответствующие размеры. Что удивило, рядом даже урна есть. А вот и начало осмотра, стоит какой-то указатель с объяснениями, что, да, как, и стандартными правилами поведения. Читать не очень хотелось, потому как впереди виднелись курганы и вышка, которая, как позже выяснилось, называется бекет. Красиво, и то, что отреставрировано, имеет опрятный и ухоженный вид.

Дорожка выложена камнем под плитку. Первое, что увидели – это вырезанная из камня статуя или как это называется там: скиф. Довольно красиво, особенно учитывая время, когда это было сделано. Седьмой век до нашей эры! Впечатляет! Естественно собраны самые хорошо сохранившиеся и привезенные из разных мест скифы, что отображает табличка под каждым из них.

Курганы, большей частью приведенные в порядок, возвышаются над всем остальным. Особенно понравился тот, который венчает меч, как мне показалось в гнезде.

Чуть в стороне красовался какой-то круг, при ближайшем рассмотрении – это оказался лапидарий. Прикольное название, даже не знаю, правильно ли я его написала.

 

Вот такие вот напутствия

 

Очень повеселила надпись при входе: Увага! Торкатися руками не лише можна, а й бажано. Я её даже запечатлела на память.

По нему мы долго бродили, хоть он и небольшой, но интересного много, кроме всяких очень древних скифов, ещё жернова и какие-то странные приспособления для хозяйства. И, естественно, всё из камня. Посидели, всё потрогали, как и просили. И побрели дальше. Впереди маячила эта вышка и очень манила к себе.

 

 

Бабы в ряд :)Ничего так шестеренка! Из часов?Бабы в ряд :)

 

 

 

 

 

 

 

Оригинал, однако!Высокая!

Бродить там приятно, тихо, спокойно и веет древностью. Вот, какие-то камни наваленные, типа плиты, присматриваюсь: поховальный ящик. Становится ещё веселее. Наконец, мы возле бекета, или по-простому говоря вышки. Высокая такая, правда уже вместо деревянного каркаса и лестницы - железо, но древний вид всё равно не потерян. Новая надпись перед ним хоть и не очень веселая, но не лишена некоторого юмора: Увага! Перш ніж залазити на бекет, переконайтеся, що зможете це зробити і не впасти! Надпись возымела своё действие, и я не полезла. Потому как сомневалась, что смогу слезть. Любимый всё-таки залез и не пожалел, вид оттуда классный! Ещё немного побродив по окрестностям, решили двинуться дальше, потому как время поджимало, а я всё ещё не видела главное из-за чего приехала на остров, скалистый берег, глядя с которого хочется сказать: Реве та стогне Дніпр широкий!

 

Ляпота! Наша машинка так же одиноко и сиротливо стояла на стоянке. Желающих посетить древние места в столь не удобное время и не летную погоду не прибавилось. Пока любимый расспрашивал у сторожей, что поблизости ещё можно посмотреть, я присела за тот столик и полюбовалась красивым видом. Сюда бы шашлычок с пивом… Но нельзя быть эгоисткой (это я о пиве и его совместимости с вождением автомобиля). Мысли же о шашлыке дали понять, что есть, оказывается, уже реально хочется, а из-за спонтанных сборов и спешки ничего с собой не прихватили, кроме вкусных, но совсем не калорийных яблок. Так задумалась и замечталась, что чуть не пропустила момент, когда надо было запрыгивать в машину, ещё и любимый пошутил и остановился чуть позже, чем надо было.

Из сбивчивых объяснений сторожа поняли, что есть ещё конный театр чуть дальше и ещё какое-то место, название которого я даже не запомнила и которое мы впоследствии так и не нашли. Меня это, в принципе, не очень заинтересовало, хотя для интереса решили прокатиться ещё немного. Издалека поглазели на конный театр, но так как надо ждать определенное время до представления, да и лошадей я не очень-то люблю, то проехали дальше. Вокруг деревья, довольно симпатично. Уперлись в какой-то санаторий/профилакторий, особого желания лазить по его территории не наблюдалось, и времени оставалось всё меньше. Поэтому повернули второй раз за сегодня на 180 градусов и, помня убедительную просьбу: на территории этого заповедника не съезжать с асфальтовой дороги, поехали той же дорогой назад.

За конным театром, встречаем колону довольно солидных авто, с весьма внушительного вида дядями. Останавливают и спрашивают дорогу к этому самому конному театру. Показываем. Интересно, чего им там нужно, это же хоть и конный, но всё-таки театр. Назад ехали, как показалось, быстрее, наверное, потому что уже ничего не искали по сторонам и особо крупные ямы запомнили. Возле МТСовского яйца замечаем асфальтовую дорогу, уходящую куда вниз, к берегу. Может, там реку видно? Но мы снова натыкаемся на какой-то пансионат, довольно страшненького вида, и, несолоно хлебавши, объезжаем его вокруг: чтоб ничего не снилось.

На этот раз безуспешные попытки найти здесь ещё что-то интересное прекращаем, и выезжаем на трассу, предварительно узнав, что где-то дальше есть музей. Оказывается, нужно было проехать чуть дальше того места, где мы первый раз развернулись на 180. Вот, подсказала же мне интуиция, когда мы только въехали на остров, что нам направо, а мы её хоть и послушались, но не до конца поверив, рано ушли с дистанции. Вот, впереди и указатель типа: музей украинского казачества. Свернули в красивый лес, хотя дорога плохая, опять же довольно долго ехали и снова пропускной пункт, с платной стоянкой за ту же цену. Здесь уже заметно какое-то оживление, стоят экскурсионные автобусы и пару машин. На въезде нас предупреждают, что музей до 16. Решили поспешить, да и нас время поджимает. Хотели до темноты приехать домой, но, видимо, не судьба.

При входе в музей, до которого со стоянки, кстати, довольно долго топать, укрепление с пушками и, что меня больше заинтересовало, огромный насыпной холм с крестом на вершине. Но из-за скорого закрытия музея, это оставляем на потом. Вообще-то я музеи не очень люблю, особенно с всякими раскопанными непонятными вещами, но этот мне очень понравился. Потому что не скучно всё «под стекло» засунули, а оригинально так экспонаты выставлены. Есть там и две панорамы, небольшие, но всё же довольно интересные: какая-то битва (ну, не люблю я войны, поэтому не помню какая) и собрание казаков, на переднем плане какой-то сундук, телега, всё так реалистично раскидано. Естественно, есть экспонаты и просто под стеклом, но многие прикреплены к стенам, и даже подвешены на веревки или цепи (в зависимости от тяжести) Особенно впечатлила пушка, хотя, не столько она сама, сколько ядра, которые подвешены к потолку в порядке уменьшения диаметра, от размера футбольного мяча до размера грецкого ореха. Очень прикольное зрелище!

Оставив любимого мужчину рассматривать всякое оружие, патроны и прочую военную атрибутику, я принялась за предметы домашнего обихода. Порадовал и впечатлил древний ткацкий станок, на нем даже типа дорожки было незавершенной, наподобие тех, что у каждой бабушки в селе имеются. Я уже не говорю о тарелках, чашках и другой довольно хорошо сохранившейся посуде и утвари. Рассматривать и свободно передвигаться по музею мешают несколько экскурсий. Только подойдешь что-то рассмотреть, а они набегают и окружают во главе со щебечущей тетенькой-экскурсоводом. Было бы время примкнули к кому-нибудь, послушали бы умные речи, но время – вещь неуловимая и быстро текущая, поэтому направляемся дальше. Старинные книги религиозные, вроде даже библия там была, на вид - только дунь и они рассыплются, макет деревянной церкви, макет казацкой сечи с куренями. Очень люблю макеты всякие, видимо, это ещё идет из детства с домиками/мебелью для кукол. Дальше представлены одежда, старая мебель в виде лавок и столов, даже женский свадебный наряд тех времен, с чисто украинскими красными сапожками. Вспоминается Гоголь и его черевички для Оксаны, которой приходилось ходить в таких вот сапожках. Пробежав «галопом по Европе», выходим на свежий воздух, а он уже действительно посвежел, стало немного прохладно пасмурно и ветер, сегодня стемнеет ещё раньше, чем мы рассчитывали…

Ляпота!

Вдали виднеется хмурая и монументальная ДнепроГЭС, погода ещё сильнее подчеркивает её значимость и величие. Окруженная насыпью с направленными в разные стороны пушками какая-то плита с надписью нас мало заинтересовала, потому как с насыпи открывался красивый вид на реку и станцию. Какие-то мрачные камни, образующие подобие островков, местами даже с деревьями, идеально дополняли картину грозного и могучего Днепра.

Насыпанный холм с крестом возвышался и давал понять, что с него откроются новые горизонты. Я: - Там вид, наверное, красивый… - Так полезли, время ещё есть. - Крутой он какой-то, а я давно по горам не лазила, всё больше дома, за компом, - усмехнулась я собственной слабости. - Прорвемся. Ляпота! И вот, уже мы у подножья. В это время из музея вышла экскурсионная группа для дальнейшего осмотра и с интересом стала наблюдать за нашими попытками. Замечу, что контингент состоял из довольно солидных мужчин в приличных костюмах, с дорогими фото и видео аппаратами, и соответствующих им женщин в платьях, костюмах и в туфлях с известными каблуками шпильками. Возможно, поэтому их и заинтересовали двое, отличных от них, спортивно одетых человека, лезущих в гору. Вид на укреплениеПервую часть пути я преодолела достаточно легко, несмотря на довольно укатанную и поэтому немного скользкую тропинку. Любимый уже махал мне с самого верха, когда всё-таки пришлось попросить помощи, дабы не ползти на четвереньках под любопытными взглядами. Склон уходил довольно круто вверх, и кочки травы по бокам тропинки, которые до это хоть немного не давали скользить, предательски пропали. И вот, я на вершине. Впечатления невозможно передать, но я постараюсь: ощущение прекрасного и безграничного, принятие величия природы и стихий, удивление от творений рук человеческих, ощущения полета и власти, непонятная радость и одновременно пронизывающая грусть. Чувства противоречивые, но это не мешает, а наоборот создает тот незабываемый букет, который остается в душе надолго.

«Приземлившись» возвращаемся к реальному и обыденному: фотографируем виды и себя на их фоне. Хотя, естественно, передать эту картину невозможно никакими подручными средствами, как это ни банально звучит. Замечаю, что с другой стороны холма, спуск, он же подъем довольно пологий: надо было просто обойти вокруг, и можно было спокойно и без усилий подняться. Чуть правее от того места, где были мы, строящийся музей под открытым небом, имитирующий запорожскую сечь. Возвышающаяся над всем деревянная церковь выглядит вполне завершенной, но, учитывая отзывы коллег, побывавших здесь не так давно, знаем, что там грязно и всё в стадии строительства. К тому же времени не так много, а впереди ещё каменистый берег. Спускаемся с другой стороны к виднеющемуся среди травы каменистому берегу. Тропинка хорошо протоптана и уходит куда-то влево, параллельно и довольно далеко от реки, но нам хотелось пройти по самому берегу. Поэтому мы свернули и по узенькой тропке побрели к самому краю…

Расщелина

Скалистый берег Обрыв довольно крутой, к самому краю подойти не решились и побрели в безопасной близости от края по еле утоптанной тропке. Трава здесь была уже совсем сухая и выжженная солнцем. Идти по ней было не очень приятно, но близость реки и скалистого берега придавали уверенности и оптимизма. И вот, наконец, как я часто выражаюсь, когда достигаю чего-то желаемого, но для других не совсем понятного: сбылась мечта идиота. Разлом в скалистом берегу, открыл потрясающий вид на огромные каменные «стены» и валуны, уходящие в воду, немного поросшие мелким кустарником с желтыми листьями. Внизу призывно плескалась вода, а крутая тропинка уходила к самой воде, показывая направление движения.

Скалы снизу Днепро ГЭС

Вот, за что я не люблю некоторые горные тропинки, так это за мелкие камешки, покрывающие сверху твердое покрытие. Они всё время норовят скатиться под ногой. Причем вместе с этой ногой. Поэтому спускаться пришлось осторожно (что-то я c приобретением статуса «мама» потеряла большую часть здорового авантюризма и рискованности). К тому же я уже года два не была в горах, да и физическая подготовка оставляла желать лучшего. Но всё-таки я полезла. Картина открывалась с одной стороны очень красивая, а с другой… Пластиковая одноразовая посуда – это, конечно, гениальное изобретение, но только, если она не выбрасывается, где попало, или что ещё хуже в таких вот симпатичных природных уголках. То же и с пластиковыми бутылками большей частью из-под пива. Но не будем о плохом. По мере спуска каменные стены всё больше нависали с обеих сторон, даже стало темнее, чем наверху. Ощущение замкнутости пространства нарастало, несмотря на то, что с одной стороны открывался относительно обширный вид на ГЭС и реку.

Скалистый берег Скалистый берег

Порода камней напомнила мне ту, что мы видели на тропе Довбуша в Яремче. Только там, на глыбах не было этого вандализма в виде надписей красками: здесь был Вася. Стараясь не обращать на это внимания, спускаемся к самой воде. Острые камни спускаются в воду и уходят куда-то глубоко.

 

 

 

Скалистый берег Вода по-осеннему темная, но, как ни странно, без мусора, водорослей и мула. Учитывая, как сейчас выглядит большинство берегов, можно даже сказать, что река чистая. Почему-то вспомнился дайвинг, и подумалось, что здесь, наверное, интересно под водой поплавать. Такие мысли вызвали много вопросов, какая тут глубина, возможно ли тут относительно безопасно плавать при такой скалистости, растут ли на дне водоросли, и какая рыба тут водиться. Из абстрактных размышлений меня вывела необходимость фотосессии на скалах. К сожалению, времени было очень мало, поэтому пришлось выбираться из этого ущелья и взбираться наверх, к людям и цивилизации. Подниматься было сложнее, тропинка с другой стороны была круче и предательски скользящие камушки, заставляли хвататься за рядом растущие кустики. Причем чем выше, тем сложнее был подъем. Сверху послышался какой-то гомон. Это та экскурсия, что смотрела, как мы вылазим на холм, возвращалась к автобусу, заодно оглядывая скалистый разлом. Опять пришлось взбираться под их любопытными взглядами, хотя нам уже не привыкать. С другой стороны скала имела довольно необычный вид и чем-то напоминала лицо.

Скифская баба Крутой обрыв

Завидев впереди какую-то статую из камня, быстрее вылезли из расщелины и направились туда, чтобы пофоткаться до прихода туда этой толпы. Зря спешили, их это место почему-то не заинтересовало. Описать этот каменный выступ словами практически невозможно, так же как и понятно запечатлеть глубину пространства на фото. Хотя все-таки несколько попыток и снимков сделали.

Берег напротив имел тоже некоторую скалистость и красоту. Было бы время, выгрузились бы ещё там и полазили. А так пришлось идти к машине, чтобы направиться в обратный путь.

 

 

Круой обрыв Речной рукав Противоположный берег

 

 

 

 

 

 

Прежде чем идти ещё немного посмотрели с обрыва вниз. Немного жутковато, но и очень волнующе. Вообще природные достопримечательности вызывают особые смешанные чувства: восхищение, удивление, страх, иногда даже некоторое благоговение. С такого скалистого обрыва я только на продолжение гор смотрела, лес, дорогу и т.д., но ещё ни разу на реку, (кроме водопада Пробий в Карпатах, но там такой бурлящий поток, что и воды толком не видно, одна пена). Темная вода на фоне изредка выпирающих острых камней с обрыва смотрится очень мрачно. Но в то же время как-то торжественно. Заметили внизу немного справа острый выступ, причем затоптанный. Значит, туда можно попасть… И это была бы не я, если бы не попробовала. Пока любимый фотографировал противоположный берег, нашла узкую крутую тропку туда, и стала осторожно спускаться, пришлось изобразить четвереньки наоборот. Получилось не только попасть на этот уступ, но и удивить половину, неожиданно позвав снизу: - Смотри, где я. - А как ты туда попала? Там что можно пройти? - Можно, только осторожно. И не пройти, а пролезть

Немного постояв на краю этого выступа, начинаешь думать, что висишь над водой. Такие ощущения мне не очень понравились, привыкла чувствовать твердую почву под ногами, поэтому стала карабкаться вверх.

На этот раз окончательно и не без сожаления распрощались с берегом и углубились по тропинке в посадку, пытаясь подойти к стоянке с другой стороны. Довольно долго топали, и я уже начинала подумывать, что как всегда не туда пошли, и надо будет сворачивать назад. Сегодня что-то часто мы это практикуем. Но вот, из-за деревьев показались автобусы, их количество заметно увеличилось со времени нашего последнего пребывания на стоянке. А машинка-то наша где??? Небольшая растерянность и тревога вызвала желание идти намного быстрей. Пока между двумя огромными автобусами не заметили нашу маленькую, испуганно прижавшуюся к бордюру машинку. Она так несерьёзно и жалко смотрелась среди этих великанов, что мы решили поскорее избавить её от позора и в спешном порядке выехали.

Назад было решено ехать через другой мост, по набережной попасть на дамбу и уже тогда домой. Вообще тут без карты сложно объяснить весь путь, так там всё запущено. Логично помыслив, понимаем, что сразу за мостом, нам направо. И почему я не удивилась, увидев на первом повороте «кирпич» и одностороннее не туда, куда нам надо, движение? Пришлось проехать чуть дальше, случайно пропустить следующий поворот и углубиться в частный сектор. Завидев впереди более-менее широкую улицу, сразу сворачиваем. Она отказалась не такой и широкой (еле разъехались с встречной машиной), а чем дальше, тем она становилась мене асфальтовой и более песочной. А вот и конец дороге… Вид открылся потрясающий, огромный глубокий песчаной котлован, со всяким строительными материалами: бетонными перекрытиями, блоками, кирпичом. «Приплыли»… Узкий пятачок и горки песка по бокам с трудом дали очередной раз развернуться на 180 градусов. Фух, выбрались…

Атрибуты высокого напряжения Мы на дамбе

Теперь без экспериментов возвращаемся на нужную улицу, которую до этого пропустили и с общим потоком машин въезжаем на дамбу. Справа вижу кучу проводов, изоляторов и прочей атрибутики наличия высокого напряжения, пытаюсь на ходу запечатлеть, и как, ни странно это получается…

 

 

 

Стадион Славутич-арена Сделав на дамбе полукруг большого радиуса, возвращаемся в ту часть Запорожья, с которой начинали. Становиться немного грустно от того, что там мало успели посмотреть. Кидаю прощальный взгляд на Днепр и остров. Обещаю обязательно вернуться, когда откроют музей под открытым небом: Запорожскую Сечь. Как всегда, по упрощенной карте, всё элементарно, сразу за дамбой поворот направо, и можно выехать на нужную улицу. На деле снова сворачиваем не туда: узкая неоживленная улочка, новые постройки, припаркованные дорогие машины. Всё тихо и спокойно… После загазованных и шумных улиц Запорожья, особенно тех, что нас сопровождали в промзоне, как-то засомневались, что мы всё ещё там. Но на главный проспект возвращаться всё-таки придется, домой-то надо. Неохотно сворачиваем в первую попавшуюся улочку, открывается интересный вид на новенький футбольный стадион «Славутич-Арена». Чисто случайно попали туда, куда бы я очень хотела попасть, но за неимением лишнего времени даже не планировала. Жалею, что поехали в будний день, ни магазинчиков с атрибутикой, ни просто продавцов различных футбольных сувениров не вижу. Делаю пару снимков из-за забора, на чем и успокаиваюсь.

 

Проспект Ленина Проспект Ленина

Рассматриваем карту и вроде понимаем, как надо ехать. Уже даёт о себе знать голод, из-за спешки не взяли ничего, кроме яблок и воды, а ими больно-то не наешься. Несколько поворотов и мы на самом длинном проспекте Европы – проспекте В. И. Ленина (12,8 км). Довольно красивая часть Запорожья, а то я уж подумала, что весь город такой, как мы видели в промзоне и на другом берегу. Пытаюсь немного пофоткать город из движущейся машины, кое-что получилось. Особенно понравились два совершенно одинаковых здания по обе стороны от широко проспекта: длинные бежевые пятиэтажные строения с красной покатой крышей, завершающиеся квадратными высокими башнями (если тут, конечно, применимо это слово) с цилиндрическими верхушками и острым шпилем. Естественно в них нет ничего сверх необычного и архитектурного, но вот их идентичность, заставляет дольше задерживать на них взгляды.

Проезд по проспекту, конечно, интересный, но нам нужно было свернуть куда-то налево. Петляние по улочкам приводит нас к очередному тупику и символически к месту дислокации гаишников и прочих дорожных существ. Остановились передохнуть и разобраться с дальнейшим продвижением, в таком окружении чувствуем себя неуютно и скованно. Стараясь ничего не нарушать, аккуратно поворачиваем очередной раз на 180 градусов и медленно вываливаемся на ещё какой-то проспект. Ехали очень долго, пока не увидели указатель «Метро» столько-то километров. Обрадовались, хоть и значительно сбились с пути, но всё-таки знакомые места есть. Вот уже пол часа езды мои попытки найти хоть что-то похожее на пункт быстрого питания, терпят неудачу. Чем дольше и тщательней я ищу, тем сильнее хочется есть. Нужно хоть что-то покушать, поэтому останавливаемся возле первых попавшихся магазинчиков и ларьков. Как ни странно, но что-то типа хот-дога и горячего кофе мы там всё-таки находим. Но пришлось с этим всем идти через весь проспект. Особенно это было приятно с горячим пластиковым стаканчиком. Это я всё к чему? В следующие разы я брала с собой бутерброды и термос с кофе, чего и всем советую, кто, как мы, вечно спешит.

Спалив несколько литров бензина, находим круг возле которого (о, чудо) указатель на наше направление. Немного непонятно, куда именно поворачивать, но становимся в очередь на движение по этому кругу, развязка большая, на несколько направлений, поэтому «разнести» транспорт помогает пара гаишников. Следуя их указаниям, наконец, выезжаем на трассу, радостно вздыхаем и едем за всем потоком. Через пару километров начинают закрадываться какие-то подозрения, местность незнакомая, и, ой, почему-то на указателе «Мелитополь»… Такого поворота на 180 градусов мы сегодня ещё не видели, с визгом шин и следами от них на асфальте. Сплошной поток автомобилей, едущих на юг, еле дал возможность втиснуться для такого маневра, кому-то даже пришлось затормозить. Надеюсь, он не обиделся. Возвращаемся к тому же кругу. Интересно гаишники запоминают автомобили, которые проезжают мимо? Вот бы они удивились, чего мы туда сюда катаемся. К счастью выбираем, наконец, нужное направление и без особых приключений добираемся домой, хоть уже и по темноте…

Обновлено 19.11.2019 15:19
 

Комментарии   

 
0 #5 Irina 05.05.2011 21:01
Цитирую kombat8483:
Был с семьей на майских праздниках на Хортице.


Почему бы не поделиться впечатлениями на страницах сайта Наши путешествия. Например, на форуме в теме Хортица
 
 
+1 #4 kombat8483 05.05.2011 17:28
Был с семьей на майских праздниках на Хортице.
 
 
0 #3 Irina 30.05.2010 11:08
Цитата:
Именно эта статья побудила меня поехать туда…
Спасибо! Самая лучшая оценка для автора :oops:

А что там с ночлегом? Поделитесь впечаилениями на форуме наших путешествий
 
 
-1 #2 Diablo 28.05.2010 12:25
Не за что... Именно эта статья побудила меня поехать туда... Съездили, очень понравилось.
Проблемы возникли только с ночлегом =)))
 
 
+1 #1 Irina 19.05.2010 20:44
Спасибо!
Всё исправила. :-)
 

Вы не можете комментировать этот материал без регистрации