Юго-восток Украины известен всем как степной район. Издавна эту местность называли «Диким полем». И это не удивительно-широкие степные просторы, на которых колышется трава иногда в рост человека, ковыльные степи, по которым гуляют «волны» - все это создает впечатление бескрайних просторов. К середине лета степь высыхает и становится желтоватого цвета. Если подняться вслед за птицами ввысь, то среди степи в Приазовье можно будет заметить один большой участок, который выделяется зеленым цветом.
Это Великоанадольский лес. Самый большой рукотворный лес в Европе. Еще в середине XIX века здесь были лишь холмы, поросшие травой. Но весной 1843 года выпускник Петровского лесного и межевого института Виктор Егорович Графф получил от Министерства государственных имуществ задание - подобрать на юге России место для разведения леса. В Приазовье было осмотрено более 20 участков. Выбор свой В. Е. Графф остановил на Великоанадольской казенной оброчной статье площадью около 2570 десятин. Территория располагалась в так называемой Великоанадольской пустоши, на безводных склонах балки Кшлагач.
Было учреждено первое степное лесничество. В.Е. Граффу предстояло доказать возможность выращивать леса в безводной открытой степи. Это была очень трудная работа. В.Е Графу приходилось жить в в сырой холодной хате в селе Новотроицком и за 15 верст ходить на работу. Вначале был создан питомник. Затем саженцы ясеня, кленов остролистого, татарского и полевого, вяза, береста, липы, яблони высаживали по сплошь обработанной почве в ямы. Дуба вводилось мало и лишь в некоторых местах. От первых посадок сохранилось совсем немного деревьев. С 1867 года дело В. Е Граффа продолжал его бывший помощник Л. Г. Барк. Чтобы сократить число обработок почвы, стали создавать густые насаждения — по 14 тысяч саженцев на одной десятине. Применялись в основном только чистые посадки ясеня, вяза, береста, кленов — пород малоустойчивых. Но уже тогда Л. Г. Барк пришел к выводу, что главной породой в степи должен быть дуб. По разработанной системе посадки главенствующую роль занимал в ней дуб, который имеет могучую корневую систему и устойчив к засухе. Дуба высаживали 25 процентов, сопутствующих ему клена полевого-25 процентов, кустарников -50 процентов. Созданные по этим типам лесные насаждения оказались наиболее устойчивыми. Посадки сохранились до наших дней и имеют хороший вид.
Несмотря на все трудности за 23 года под руководством В.Е. Граффа были созданы первые 157 гектаров леса. Для улучшения роста деревьев необходимо было обеспечить им хоть какой-то источник влаги. Для этих целей создавались искусственные пруды.
В 1909 году Петербургское лесное общество объявило сбор средств на постройку памятника первому в России профессору лесоводства. Решено было поставить памятник в лесу, созданному его волей и трудом. 30 сентября 1910 года состоялось торжественное открытие памятника В.Е. Графу, на которое съехались видные ученые – лесоводы России. И сейчас на главной аллее, в живописной части Великоанадольского леса, перед зданием первой школы лесников стоит высеченный из финляндского гранита памятник В. Е. Граффу. Вокруг него шумят дубы и ели, ясени и сосны, липы и клены. Недалеко от памятника стоят собранные в степных окрестностях каменные бабы — памятники культуры древних народов.
Кроме того, за свой титанический труд Граф получил звание полковника Корпуса лесничих, был награжден орденом Святого Станислава, орденом Святой Анны и медалями. В 1843 году при Великоанадольском лесничестве В.Е. Графом была открыта школа лесников, и после ряда реформ в 1929 году была преобразована в лесной техникум, который обучает своих студентов и поныне.
В 1921 году Великоанадольский лес был объявлен неприкосновенным и подлежащим строгой охране. Как памятник природы он утвержден в 1968 году. В результате изменения степного ландшафта и формирования лесных условий на территории леса появились не только новые растения, но и поселились дикие животные – лось, барсук, косули, еноты, дикие кабаны, и много пернатых – щеглы, соловьи, славки, зяблики, дятлы, кукушки. Территория леса расположена, как уже выше говорилось, на пологих склонах балки Кашлагач в верховьях небольшой речки Кашлагач, относящейся к системе рек Волчья- Самара – Днепр. Лес просеками разбит на квадраты 500х500 м. всего в лесном заказнике растет более 600 видов растений, из которых 37 охраняются законом.
На территории леса расположены музей леса, лесной техникум, дендропарк, а также база отдыха «Форест-парк». Кроме «наших», родных для Украины растений, в Великоанадольском лесу был создан дендропарк с экзотическими, для нашей местности, растениями. Первая коллекция начала создаваться еще при В. Е. Граффе в 1850 - 1860 годах. Продолжены посадки были только 40 лет спустя вдоль Паркового пруда. Но участок этот почти не сохранился, уцелели лишь отдельные деревья можжевельников виргинского и обыкновенного, а также сосен черной и обыкновенной. В 1928—1929 годах дендрарий был посажен на новом участке — возле лесного техникума. Экзоты хорошо прижились, цветут и плодоносят. Среди них гинкго двулопастное, маклюра оранжевая, лимонник китайский, дуб красный, ели, пихты.
В послевоенные годы на площади 5,5 гектара был заложен дендропарк для учебных целей (сейчас площадь дендропарка около 7 га). Растения в нем высажены по семействам: хвойные, буковые, кленовые, маслинные, ореховые, бобовые — всего 296 видов. Здесь много экзотичных растений, таких как уксусное дерево, сумах душистый, софора японская, бархат амурский, актинидия коломикта, каменная липа и железное дерево, клен серебристый, хурма виргинская и ясень пенсильванский из Северной Америки, катальпа бегониевидная и рябина скандинавская из Северной и Центральной Европы. С каждым деревом, произрастающим в дендрарии, связана легенда или поверие. Например, в Японии, на родине гинкго двулопастного, есть обычай, связанный с этим деревом: в день свадьбы пара срывает с него листок (формой он напоминает лепесток тюльпана), разрывает его пополам, и каждый из супругов хранит свою половинку всю жизнь в знак любви и верности. Кизил – шайтаново дерево. В народе бытует легенда о том, что однажды господь собрал жителей ада и рая и сказал: выбирайте себе деревья, кто какое хочет. Дело было ранней весной, но на одном из кустов уже распустились цветы. Увидев это, шайтан (черт) решил, что и плодоносить это растение будет раньше других, а потому и выбрал его для себя. Однако его ждало жестокое разочарование: плоды кизила не только созрели позже остальных (в конце октября), но и оказались кислыми на вкус. Но с тех пор за кустарником в народе закрепилось название «шайтаново дерево». Здание Музея леса было простроено В. Е. фон Граффом в 1853 году. Правда, тогда предназначение у этого здания было иным – здесь размещалась метеорологическая обсервато- рия, фиксировавшая темпе- ратуру воздуха, направление и силу ветра. На основании этих данных фон Графф делал выводы о влиянии климатических условий на произрастание различных пород деревьев. Рапорты с результатами наблюдений направлялись в метеорологическую обсерваторию Санкт-Петербурга. Копии этих отчетов до сих пор хранятся в архивах Государственного музея Северной столицы.
Посетители музея также могут увидеть письменный стол и сейф Николая Яковлевича Дахнова, работавшего в Ве ликоанадольском лесничестве в 1894-1919 г.г. А рядом со зданием музея на центральной аллее возвышается памятник В. Е. фон Граффу, установленный в 1910 году. Черный финский мрамор, из которого изготовлен монумент, символизирует целеустремленность и силу воли ученого-лесовода
|
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи