Украинская линия (крепости) |
![]() |
![]() |
Автор: Irina | |||
10.04.2009 00:25 | |||
Украинская линия имела 16 крепостей и 49 редутов. Редуты представляли собой отдельно построенные укрепления многоугольной формы. Наибольшие среди редутов были св. Петра, Тамбовский, св. Михаила, св. Алексея, Ефремовский, Орловский, Слободской, св. Парасковии, Козловский, Литинский, Борисоглебский, Донский, св. Федора, Белевский. Они размещались на разных расстояниях друг от друга. А вот крепости располагались на относительно одинаковом расстоянии в 20-30 километрах. Они состояли из бастионных четырехугольников, которые за линией были обнесены глубоким рвом. В середине каждой крепости размещались казармы, пороховой погреб, магазин провианта и колодец. К определению Украинская линия относились не только крепости, редуты и валы, но и слободы, которые постепенно превратились в достаточно большие населенные пункты. Предназначались они для размещения гарнизонов линии. Украинская линия имела на вооружении 180 пушек, 30 мортир и гаубиц. В общем, это было довольно серьёзное военное сооружение, которое охватывало значительную территорию. Но, несмотря на всю эту мощь, Украинская линия не оправдала ожиданий. К тому же требовала к себе повышенное внимание в плане обслуживая и эксплуатации. Поэтому очень скоро уже в 1770 году она утратила своё значение и оборонительная линия была перенесена на 175-180 км к так называемой Днепровской линии.
Ефремовская крепость «Расположена у истока р. Орель. Первоначальное название Троицкая (Трончат-ская, Трончатский Буерак). В 1738 г. переименована по названию Ефремовского конного полка, размещенного на этом участке линии. Крепость земляная, прямоугольная в плане, че-тырехбастионная, въезд — в северо-западной куртине. Площадь крепостного двора более 1,5 га, в центре — след колодца. Укрепление имеет значительные повреждения. Протяженность крепости по внешней стороне основания вала составляет более 1040 м. Крепость окружена широким рвом, со временем превратившимся в неглубокий. Юго-восточная куртина усилена равелином, направленным в сторону р. Орели. Сохранился вал, которым Ефремовская крепость была соединена с пятой по линии Алексеевской и седьмой — Параскевской крепостями» ![]() ![]() Крепость Святого Алексея «Расположена на ровной, открытой местности, с восточной стороны — исток р. Береки. Одна из крепостей Украинской линии. Первоначальное название Берецкая (Беретская), в 1738 г. переименована. Земляная, почти квадратная в плане, четырехбастиониая. Высота валов крепости более 5 м. Площадь крепостного двора более 1,5 га. К северо-западной куртине, в которой расположен въезд, подведена по насыпи грунтовая дорога протяженностью около 100 м. Восточная куртина усилена равелином, направленным в сторону р. Береки. Протяженность крепости по внешней стороне основания вала составляет более 1030 м. Алексеевская крепость была соединена валом с сухим рвом с четвертой на линии Михайловской и шестой — Ефремовской крепостями. Памятник хорошо сохранился, дает ясное представление о форме и размерах земляного укрепления первой трети XVIII в.» ![]() ![]() Слободская крепость «Расположена на левом берегу р. Береки. Одна из крепостей Украинской линии. Первоначальное название Лозовая. В 1738 г. переименована по названию Слободского пехотного полка, размещенного на участке линии от Лозовой до Алексеевской крепости. Крепость земляная, прямоугольная в плане, четырехбастионная. При строительстве валы крепости имели высоту около 6 м. Площадь крепостного двора около 1,4 га, в центре — след колодца. Сохранился сухой широкий ров, окружавший крепость. Юго-западная куртина усилена равелином, направленным к р. Береке. Слободская крепость соединялась валом и рвом со второй на линии Тамбовской и четвертой — Михайловской крепостями» ![]() ![]() В целом впечатления от посещенных крепостей вполне положительные – приобщение к истории, необычные формы и материал укреплений, бескрайние просторы вокруг, ощутимый ветер на верхушках валов, и затишье внутри крепостей. О дороге между крепостями Украинской линии нужно писать отдельные рассказы – классические украинские села, стоящие на месте бывших слобод, глубокие яры и овраги, живописные ставки и речушки, зеленые поля и посадки – вся красота Слободской Украины, как на ладони. Описание поездки можно почитать в разделе Путешествия на авто в рассказе Тур по крепостям Украинской линии или попытка номер два или на форуме сайта "Наши путешествия" в одноименной теме.
|
|||
Обновлено 13.03.2010 18:48 |