24.07.2017
Главное меню
Авторизация



Реклама
Украинская линия (крепости) Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 8
ХудшийЛучший 
Автор: Irina   
10.04.2009 00:25

Украинская линияУкраинская линия была построена в 18 веке (1731-1742 гг.), как способ защитить территорию Российской империи от набегов и вторжений татар, турок, а так же для контроля за передвижениями запорожских казаков. Протяженность линии составляла 285 км и проходила по границе Харьковского и Полтавского полков. Если привязываться к местности, то начало Украинская линия брала возле реки Днепр в том месте, где в неё впадает Орель, далее вдоль реки Орель, её притока Берестовой, после вдоль реки Берека и до Северского Донца. Таким образом, природные речные преграды экономили время на строительство линии. В основном же линия проходила по равнинной местности, перемежаясь линиями рек и ручьев, текущих в оврагах. Украинская линия представляла собой сплошной высокий вал и глубокий ров. В болотах и густых лесах, там, где врагу сложно было пробраться, вал и ров не строились. Иногда за пределами линии устанавливали маяки и будки, в которых размещалась специальная охрана. По всей линии были налажены коммуникации и мосты. 

Украинская линия имела 16 крепостей и 49 редутов. Редуты представляли собой отдельно построенные укрепления многоугольной формы. Наибольшие среди редутов были св. Петра, Тамбовский, св. Михаила, св. Алексея, Ефремовский, Орловский, Слободской, св. Парасковии, Козловский, Литинский, Борисоглебский, Донский, св. Федора, Белевский. Они размещались на разных расстояниях друг от друга. А вот крепости располагались на относительно одинаковом расстоянии в 20-30 километрах. Они состояли из бастионных четырехугольников, которые за линией были обнесены глубоким рвом. В середине каждой крепости размещались казармы, пороховой погреб, магазин провианта и колодец. К определению Украинская линия относились не только крепости, редуты и валы, но и слободы, которые постепенно превратились в достаточно большие населенные пункты. Предназначались они для размещения гарнизонов линии. Украинская линия имела на вооружении 180 пушек, 30 мортир и гаубиц. В общем, это было довольно серьёзное военное сооружение, которое охватывало значительную территорию.

Но, несмотря на всю эту мощь, Украинская линия не оправдала ожиданий. К тому же требовала к себе повышенное внимание в плане обслуживая и эксплуатации. Поэтому очень скоро уже в 1770 году она утратила своё значение и оборонительная линия была перенесена на 175-180 км к так называемой Днепровской линии.


Часть крепостей Украинской линии:


- Ивановская крепость (село Октябрьское);
- Орловская крепость (село Дьячковка);
- Крепость Святой Парасковьи (село Парасковия);
- Ефремовская крепость (село Ефремовка);
- Крепость Святого Алексея (село Алексеевка);
- Крепость Святого Михаила (село Михайловка);
- Слободская крепость (село Лозовское);
- Петровская крепость (село Петровское);
- Тамбовская крепость (село Секретаревка);
- Федоровская крепость (село Залинейное);
- Козловская крепость (село Скалоновка);
- Белевская крепость (город Красноград).

 

 
Ефремовская крепость

«Расположена у истока р. Орель. Первоначальное название Троицкая (Трончат-ская, Трончатский Буерак). В 1738 г. переименована по названию Ефремовского конного полка, размещенного на этом участке линии. Крепость земляная, прямоугольная в плане, че-тырехбастионная, въезд — в северо-западной куртине. Площадь крепостного двора более 1,5 га, в центре — след колодца. Укрепление имеет значительные повреждения. Протяженность крепости по внешней стороне основания вала составляет более 1040 м. Крепость окружена широким рвом, со временем превратившимся в неглубокий. Юго-восточная куртина усилена равелином, направленным в сторону р. Орели. Сохранился вал, которым Ефремовская крепость была соединена с пятой по линии Алексеевской и седьмой — Параскевской крепостями»

Ефремовская крепость, Украинская линияЕфремовская крепость, Украинская линияЕфремовская крепость стоит на небольшой возвышенности возле села Ефремовка (если ехать с юга, то, немного не доезжая до села), прямо возле дороги, поэтому подъехать туда можно на любом автомобиле. Видно её издалека, так что пропустить сложно. Сохранность её оставляет желать лучшего. К тому же портит вид газовый вентиль посередине укрепления. В центре глубокая яма – след от колодца. По углам выступающие бастионы с какими-то углублениями в центре каждой. При въезде вал ещё достаточно высокий, противоположный край ниже и довольно неровный. Ров вокруг укрепления совсем не глубокий. Но, несмотря на всё это, размеры впечатляют – обойти всё по периметру требует значительного времени. С валов крепости очень хорошо просматривается местность. 
 
Крепость Святого Алексея 
 
«Расположена на ровной, открытой местности, с восточной стороны — исток р. Береки. Одна из крепостей Украинской линии. Первоначальное название Берецкая (Беретская), в 1738 г. переименована. Земляная, почти квадратная в плане, четырехбастиониая. Высота валов крепости более 5 м. Площадь крепостного двора более 1,5 га. К северо-западной куртине, в которой расположен въезд, подведена по насыпи грунтовая дорога протяженностью около 100 м. Восточная куртина усилена равелином, направленным в сторону р. Береки. Протяженность крепости по внешней стороне основания вала составляет более 1030 м. Алексеевская крепость была соединена валом с сухим рвом с четвертой на линии Михайловской и шестой — Ефремовской крепостями. Памятник хорошо сохранился, дает ясное представление о форме и размерах земляного укрепления первой трети XVIII в.»

Алексеевская крепостьКрепость Святого Алексея, Украинская линияКрепость находится на въезде в село Алексеевка (если ехать со стороны города Первомайский). Расположена она прямо у дороги, так что можно подъехать на автомобиле любого уровня. И даже заехать на авто внутрь – там целая грунтовка укатана по кругу. Сразу же бросается в глаза хорошая сохранность крепости – высокие валы, кое-где сохранились подобия бойниц, углубления по углам. А вот следующим бросается в глаза частая посещаемость места и ужасная загрязненность мусором. Столько стекол от бутылок в одном месте я давно не видела, так что берегите ноги и шины. Ветер разносит мусор по бастионам, так что основная его масса сосредоточена по углам. В каждом бастионе есть углубления, которые ещё не утратили своей формы. Юго-западный бастион имеет интересный рельеф, напоминающий характерный для обычных крепостей зубчатый вид. Ров вокруг крепости сохранился хуже, чем стены. Если не брать во внимание мусор (хотя это очень сложно при его таком количестве), то Алексеевская крепость понравилась больше всего из тех трёх, которые мы посетили. Именно своей сохранность и наибольшей приближенностью к реальному виду.
 
Слободская крепость 
 
«Расположена на левом берегу р. Береки. Одна из крепостей Украинской линии. Первоначальное название Лозовая. В 1738 г. переименована по названию Слободского пехотного полка, размещенного на участке линии от Лозовой до Алексеевской крепости. Крепость земляная, прямоугольная в плане, четырехбастионная. При строительстве валы крепости имели высоту около 6 м. Площадь крепостного двора около 1,4 га, в центре — след колодца. Сохранился сухой широкий ров, окружавший крепость. Юго-западная куртина усилена равелином, направленным к р. Береке. Слободская крепость соединялась валом и рвом со второй на линии Тамбовской и четвертой — Михайловской крепостями»

Слободская крепость, Украинская линияСлободская крепость, Украинская линияСлободская крепость расположена возле села Лозовское. На небольшом отдалении от дороги, проходящей через село. Мы подъезжали к селу со стороны Отрадово и лишь на выезде из Лозовского за возвышением местного кладбища разглядели крепость. Хотя, как оказалось, можно было при въезде в село свернуть на грунтовую дорогу и, минуя Лозовское, подъехать к крепости. Слободская крепость, по-моему, хуже всего сохранилась. Некоторые валы, которые ближе к полю совсем низкие и покрыты рытвинами. След от колодца густо зарос терном, и хоть внутрь ведет какая-то тропа, мы не рискнули туда спускаться. Вал, на котором расположен памятник воинам Великой отечественной войны, сохранился лучше всего. Здесь его высота даже больше, чем на Алексеевской крепости. Ров и склоны вала местами покрыты густым кустарником, без листьев сложно определить, но, по-моему, это тот же тёрн. Здесь значительно больше каких-то ям и углублений, но я не совсем уверена, что это всё осталось с тех времен. Удивило расположение памятника воинам 1941-1945 гг. – со стороны дороги он просматривается, но с трудом, ехать вглубь не очень удобно – грунтовка не очень хорошая. О редком посещении памятника свидетельствуют и уже давно выцветшие венки…

В целом впечатления от посещенных крепостей вполне положительные – приобщение к истории, необычные формы и материал укреплений, бескрайние просторы вокруг, ощутимый ветер на верхушках валов, и затишье внутри крепостей. О дороге между крепостями Украинской линии нужно писать отдельные рассказы – классические украинские села, стоящие на месте бывших слобод, глубокие яры и овраги, живописные ставки и речушки, зеленые поля и посадки – вся красота Слободской Украины, как на ладони.  
 
Описание поездки можно почитать в разделе Путешествия на авто в рассказе Тур по крепостям Украинской линии или попытка номер два или на форуме сайта "Наши путешествия" в одноименной  теме.  
Обновлено 13.03.2010 18:48
 

Вы не можете комментировать этот материал без регистрации